Продолжение обсуждения версий и предположений по самой жаркой теме июля 2021 в мире "Мэри Кэй Косметикс".
Испанский Старший Национальный Директор компании "Мэри Кэй Косметикс" Айчибер Этчебарриета с весны 2014 по лето 2021 входила в тройку самых высокооплачиваемых Директоров компании в Европе, довольно часто она занимала первую строчку в рейтинге ТОП-10. Её карьеру и достижения приводили в пример в качестве опроверждения ложного довода, мол, только в новых компаниях можно занять лидирующие позиции, а если компания старше десяти лет, то перспектив нет - результаты Айчибер доказывали, что упорным трудом можно достичь больше, чем те, у кого стаж работы в несколько десятилетий и география бизнеса гораздо обширнее. Короче говоря, Айчибер за свои 20 лет карьеры (из них более 7 лет на максимально высоком уровне) смогла достичь очень много и внешне ничего не предвещало окончания сотрудничества с компанией "Мэри Кэй Косметикс". Однако 12 июля 2021 года Айчибер в своём аккаунте в социальной сети выложила видеообращение, в котором объявила, что её договор с 1 августа 2021 года будет расторгнут и она собирается целиком посвятить себя работе над авторской торговой маркой одежды и обуви "АЕ" (по первым буквам имени и фамилии) и одноимённой компании.
В связи с карьерой в компании "Мэри Кэй Косметикс" Айчибер Этчебарриета стала известна сотням тысяч людей по всему миру (мой первый рассказ о ней зашли прочитать более двух тысяч раз люди из 40 стран мира, даже тех, где нет отделений компании "Мэри Кэй Косметикс"), её выступление в породило волну обсуждений и высказываются полярные точки зрения. Правда, большинство откликов составляют оценочные суждения "хорошая/плохая", "несправедливо/условия договора нужно соблюдать", иначе говоря, за деревьями не видят леса. А ведь для многих Айчибер была ролевой моделью и её поступок кто-то захочет повторить…
Давайте уберём эмоциональный фон и попробуем проанализировать проишедшее с позиций бизнеса: что правильно, а что может ухудшить условия для развития компании "АЕ" и для Айчибер Этчебарриета.
Что правильно
1 Стать учредителем и владельцем компании (АО, ООО)
Как известно из Я-истории, которую рассказывала Айчибер, она по образованию архитектор, имеет опыт работы по найму, то есть видела компанию как человек, получающий заработную плату за исполнение должностных обязанностей.
В компании "Мэри Кэй Косметикс" она работала в качестве независимого подрядчика: по договорам выполняла работу по продаже косметики и получала разницу в её ценах; проводила обучение и оказывала компании маркетинговые услуги за комиссионное вознаграждение.
И в том, и в другом случае Айчибер имела гораздо меньший объем задач, чем у владельцев компаний, меньше риска, и фактически ей был гарантирован доход и поддержка - кто-то другой обеспечивал её работой, защищал, вознаграждал за успехи.
Чтобы иметь более полное и объективное представление о бизнесе, нужно попробовать себя в разных ролях (а если целиком устраивает то, что есть, то от добра добра не ищут).
2 Выбрать для своей компании товары из реального сектора экономики
Айчибер выбрала одежду и обувь собственной марки - придумывает модели, выбирает поставщиков сырья и изготовителей, сама рекламирует готовые изделия. Такие товары всегда имеют спрос.
В спекулятивном секторе экономики (биржи, банки, брокерские конторы) высокие риски и конкуренция. К примеру, по оценкам специалистов, на биржах ценных бумаг на 1 доллар реального товара (нефти, газа, др.) приходится 1000 долларов суррогатов (то, что существует только в виде записей на бумаге, стоит в тысячу раз дороже - "пузырь", который регулярно лопается и обваливает экономику).
По стоимости принадлежащих им акций Илон Маск и Ричард Брэнсон считаются одними из богатейших людей планеты, а по факту у них нет денег, чтобы заплатить невысокие штрафы - вот что значит иметь активы в спекулятивном секторе экономики - "живых" денег нет.
3 Активы компании можно продать, подарить, передать по наследству
Предприниматель, а в компании "Мэри Кэй Косметикс" Айчибер была в таком качестве, может распорядиться только своим имуществом: здания, оборудование, транспорт, запасы товаров. Переоформить на другое лицо свои договоры на оказание услуг невозможно. Наёмный работник тоже не может передать кому-то свои права и обязанности по трудовому договору.
Если у компании (акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью) меняется состав учредителей, то это не означает автоматического прекращения договоров с контрагентами. Если компания продолжает исполнять свои обязательства, то нет причин для расторжения.
В выступлении 12 июля 2021 года Айчибер сказала, что хочет оставить детям компанию в наследство и это желание стало одной из побудительных причин для её создания.
4 Создать компанию с ориентацией на личность учредителя (монетизация личного бренда)
История компаний сетевого маркетинга показывает, что личность учредителей имеет большое значение для успеха - люди выбирают людей. В компании "Стэнли Хоум Продакт" многое зависело от её учредителя Фрэнка Стэнли Бевериджа. После его смерти для многих дистрибуторов сотрудничество с компанией потеряло привлекательность и некоторые из них создали свои компании прямых продаж, которые сначала завоевали популярность в США, а затем и во всём мире. Среди этих компаний: "Мэри Кэй Косметикс", "Джафра".
Айчибер очень популярна в Европе и это наверняка привлекает в компанию "АЕ" потенциальных покупателей.
5 Владелец компании все важные решения принимает самостоятельно
В компании "Мэри Кэй Косметикс"Айчибер имела влияние, с ней советовались по важным вопросам, учитывали её мнение. В собственной компании у неё и влияние, и власть - она сама решает, что и как нужно делать. Для такой амбициозной личности, как она, это очень важно.
6 Когда возможности по продвижению какой-то группы товаров используются максимально, важно начать развивать и другие направления
В Испании после дебюта Айчибер в качестве Национального Директора было принято верное решение: привлекать для карьеры в компании "Мэри Кэй Косметикс"молодых, сильных, целеустремлённых женщин. Ставка на работу по-максимуму. Поэтому уже после первого месяца с момента дебюта Национальные Директора входили в рейтинг ТОП-10 Европы, а до этого они были в рейтинге ТОП-15 Европы среди Директоров. По данным, опубликованным в журналах "Аплодисменты" (Испания), на момент дебютов в их Ветви входили 5-7 поколений дочерних Директоров (по правилам компании достаточно иметь 3 линии дочерних Директоров) и численность Бизнес-групп в Ветвях была от ста и выше. У Национального Директора Тере Гийен весной 2021 года было 526 дочерних Бизнес-групп в Ветви.
Никакой рынок товаров не является безразмерным, всегда есть предел. Вполне вероятно, что это понимает Айчибер и потому 2,5 года назад создала в смежной с косметикой сфере свою компанию. Чтобы сохранить своё первенство в компании "Мэри Кэй Косметикс", она могла бы начать развивать свою Ветвь в других странах, но выбрала переориентацию с косметики на одежду и обувь.
7 Новая сфера деятельности как средство от усталости и выгорания
Карьера в 20 лет - это серьёзное испытание для любого человека. Особенно, если большая часть времени проходит на виду у тысяч людей, в общении с ними, с жёстким графиком и колоссальными эмоциональными нагрузками - у Айчибер было именно так. Другие публичные персоны снимают напряжение разными способами, не всегда экологичными. То, что Айчибер лучшим для себя способом считает новую работу, тоже с людьми и на виду у них, делает ей честь и вызывает глубокое уважение.
Непростительные ошибки
1 Имидж недоговороспособного партнёра в бизнесе
Айчибер прямо сказала в выступлении 12 июля 2021 года, что открыла свою компанию 2,5 года назад и 2 года компания "Мэри Кэй Косметикс" пыталась с ней договориться об устранении конфликта интересов.
По косвенным признакам (реклама и объявления на сайте и в аккаунтах в социальных сетях компании "АЕ") можно предположить, что там используются методы прямых продаж и сетевого маркетинга, что точно вызывает конфликт интересов, так как прямо запрещено договором между "Мэри Кэй Косметикс" и Национальным Директором. Если это действительно так, то "Мэри Кэй Косметикс" могла предложить Айчибер сменить форму реализации её товаров на продажу через фирменные или обычные магазины, интернет-магазин, то есть не задействуя в качестве продавцов и прямых клиентов тех, кто сотрудничает с "Мэри Кэй Косметикс".
Айчибер, как понятно из её очень эмоциональной речи, не хотела идти на компромисс, считая, что имеет право на то, что ей не принадлежит. В мире бизнеса эмоции - это один из инструментов, если кто-то выбирает для себя контрагента не по его деловым качествам, а по настроению, то всегда проигрывает.
2 Имидж нарушителя соглашений
Конфликт интересов - это серьёзное нарушение - кто-то с корыстными целями использует информацию и возможности, которых бы не имел вне сотрудничества с партнёром. В каком-то смысле это означает воровство. Тебе доверяют что-то очень важное и только для исполнения тобой обязанностей по договору, а ты используешь это в личных целях без согласия партнёра.
Бизнесмены, которым Айчибер предложит какое-то взаимодействие, могут подумать: "Ага, она была самым высокооплачиваемым партнёром солидной компании мирового уровня и украла там, значит, ей нельзя доверять. Предавший однажды, предаст не единожды".
3 Имидж взбаломошной дамочки, которая может выболтать любые секреты в социальных сетях
Если Айчибер было настолько важно самой через социальные сети объявить о расторжении договора, то нужно было ограничиться этим и благодарностью (ей ведь было за что поблагодарить).
Вполне вероятно, что она до последнего надеялась, что договор сохранят и она добъется своего. Говорят, что руководство испанского отделения сделало для этого всё, что могло, а своё решение принял Главный офис в Далласе. Эмоциональное напряжение и срыв по-человечески понятны, но в мире бизнеса ни при каких обстоятельствах нельзя "терять лицо". Действуя спонтанно (мне слишком трудно заподозрить Айчибер в умелом лицемерии), она не понимала, что ярко продемонстрировала тот сценарий, который повторит в схожей кризисной ситуации и это тоже играет против неё.
4 Неумение в нужный момент взять паузу и не совершать ошибки сгоряча
А вот это делает Айчибер опасной для партнёров не только саму по себе, а и для уязвимости для конкурентов и врагов - она не задумываясь выдаёт конфиденциальную информацию и наносит ущерб репутации партнёра.
5 В бизнесе важно преумножать соратников, а не множить соперников и врагов
Человеческий мозг так устроен, что для обеспечения безопасности в нём много центров тревоги и очень мало центров удовольствий. Поэтому мы без труда находим поводы для неудовольствия кем-то и чем-то, а чтобы похвалить нам нужно приложить усилия. Сразу реагируем на негативную информацию, а к позитивной относимся с подозрением. Такова наша природа.
В бизнесе (и особенно в политике) важно уметь находить и ценить то, ЧТО ВАС ОБЪЕДИНЯЕТ С КЕМ-ТО, ЧТО У ВАС ОБЩЕГО, без этого не может быть ни уважения, ни сотрудничества.
Хорошо отзываясь о компании "Мэри Кэй Косметикс" и удержавшись от необоснованных обвинений (с обоснованными подают иск в суд и доказывают свою правоту), Айчибер оставила бы для себя возможность в последующем обратиться с каким-то предложением и получить согласие.
Например, разработала бы коллекцию одежды и обуви для "Мэри Кэй Косметикс", ведь заказывала же компания одежду у мирового бренда Сен-Джон (Национальные Директора говорят, что они очень любили эти костюмы и надевают до сих пор). То есть, тогда двери компании для неё остались бы открытыми. А сейчас, скорее всего, нет.
6 Желая привлечь на свою сторону ещё больше людей, нужно быть готовым к противоположному результату
Просмотрев и сравнив текст выступления Айчибер и мои выкладки, Вы заметите, что она очень хотела понравиться своим зрителям, оказывая для этого эмоциональное давление. Такой способ действует на женщин, испытывающих стресс и вызывает обратную реакцию у тех, кто не нервничает и может оценивать качество информации, а не только артистизм исполнителя. Когда кто-то "раскачивает лодку" обязательно найдутся желающие этим воспользоваться из числа конкурентов - и они нашлись - с гневными комментариями (это тоже показатель попытки манипуляции - вывести из равновесия и лишить возможности оценивать информацию). Вряд ли Айчибер нужны "падальщики"?..
7 В жизни очень важно признавать право на ошибки их исправление - для себя и других людей
Две недели я ждала, что Айчибер удалит своё видео, осознав, что оно в большей степени вредит ей самой. И мы все сделаем вид, что ничего не было. Тем самым она смогла бы хоть в малой степени смягчить для себя и других последствия своего поступка. Не удалила. Жаль.
P. S. На написание этой статьи ушло несколько часов. Интересно, удалось ли кому-то прочитать её целиком? Ваши впечатления? Продолжим тему?..