...Монголы любят ездить, ходить, кочевать. Дорога для них - неотъемлемая часть жизни. Монгол и в 65 лет пойдёт пешком по степи, в мороз, за тысячу километров! А уж ехать ему всё равно как и куда, лишь бы ехать! (Предыдущая глава повести)
Теперь, рассказав вкратце о малоизвестной соседней стране, куда я "отходил" немало лет, продолжу повествование о собственной судьбе, судьбе колонны и советской державы, которую, увы, уже не увидишь на картах...
Что такое номерная автоколонна в #ссср ? Это стратегически мобилизационная автобаза, в случае войны переходящая на военное положение. Структура таких колонн была отрядная. То есть, вся колонна поделена на отряды, каждый отряд по своему направлению: самосвалы, наливники, седельники, и бортовая колонна. Все строго, жёстко и по регламенту! Мне нравился этот строгий порядок. Международка - уехать в рейс "на проволоке" не выйдет!
Первый мой КамАЗ - ух, и полюбил я его сначала! А как же - мечта мальчишки, комфорт, уют... Потом пришло разочарование, хотя нет, не так: осадочек неприятный остался.
Первый рейс на нём, меня разрывает от важности, прямо как цепелин хожу, того и смотри - лопну! Но не сразу БАМ строилась! Вначали же мне дали "совок", собрал - зауважали. Дальше нужно поработать на "совках", пока к тебе присмотрятся - что ты за арбуз такой? Если раздолбай - сдохнешь на "совках". Если толк есть - через пару лет в рейсовый отряд попадёшь. А там, как карта ляжет, где место найдётся для тебя. Самое строгое - наливники. Но и смертность там в разы выше: горы не шутят! Да и "синькачмо", её никто не отменял, а наши водилы - так чем сложнее маршрут, тем больше смелой воды жрут. Забывают, что все беды от синьки и разгильдяйства!
В Монголию, конечно, сразу меня не пускали: от полугода на внутренних перевозках отработать должен. Затем откатать стажировочные 25 рейсов в Монголию, но это не в ущерб работе. Затем экзамен, каждые полгода - тех. минимум, с гайцами на экзамене. Приятного мало, но терпимо.
На каждый вход в Монголию 4 штампа ставят. Полгода, год - новый загранпаспорт оформлять, а это время. В Союзе 2 месяца оформляли. Так что, колонна колесила и по Союзу.
В общем, откатал я всё положенное и двинул в свой первый рейс на Монголию. Грузился на комбинате "ИСКОЖ" в городе-спутнике Абакана - Черногорске.
Там был пром.ценр: 3 угольных разреза, комбинаты ПОШШ, ИСКОЖ, КСК, ЖБК,КПДС, кирпичный завод, цементный завод и много чего ещё. Грузился я листовым паранитом, всё по нормативу, точно до грамма, 18 тонн. Погрузка заняла целые сутки: грузов на комбинате - по всему соц.лагерю возить - не перевозить! Машин тьма, погрузка на экспорт - отдельный терминал.
На выезде за КПП "пиковые" стоят. Это дельцы из союзных республик, чаще с гор. Кооперативы у них уже цвели махрово! Тормозят, предлагают купить половину груза! Шлю всех, честный и неумный.
Ещё раз машину осмотрел, пологи затянул - и на трассу. Топлю на газ, по привычке, а КамАЗ мой не едет! Не тянет этот задохлый мотор, от слова совсем. Впереди горы, первый перевал через 180 км., перед Абазой. В гору: первая пониженная и тараканьи бега. Под гору - тоже самое. 36 километров перевала аж за 3 часа преодолел, а дальше за Абазой новый перевал, повеселее первого и так по нарастающей... Не езда, а тоска тоскливая! Осень, сентябрь, в горах днем до +25°, ночью к 0° приближается. Тащимся все, кроме тувинцев - те больше 10 тонн не таскали официальным приказом от минавтотранса: они же в горах живут, а мы только работаем! Наши опытные и оборотистые ловчилы едут повеселее, (позже расскажу, почему) но тоже не выше второй маленькой, а под гору как все - первая маленькая и "кыш, кыш".
Тормоза на КамАЗе - хана всем коровам! С горы катанул, пять торможений сделал - уже колодки нагрел! Потом дави, не дави - тормозов нет, как не было!
До пожара довести в жару проще простого: не более 10 торможений и ступица уже горит огнем! Спуски по 20-80 километров и ни одного прямого участка. Канжульский перевал - 45 км. сплошного серпантина, 18 петель! Колдками перетормозил - за перевалом разводи кулаки. А это 8 барабанов, сомнительное удовольствие. Мне после ЗИЛа, у которого тормоза те же, что на КамАЗе, только в системе лишних "пассажиров" нет, в виде сотни кранов и перемены сечения отверстий, КамАЗ дикостью показался. ЗиЛ - тот с гор камнем даже с прицепом падал, тормозную педаль только лизнул - он колом колёса ставил! У КамАЗа же тоннаж больше, куча обратных и ускорительных кранов, на тормозе плясать надо, а катит его не по-детски. В общем, крайне тоскливо мне к КамАЗу привыкалось. Мотор в горах не прет. Ресурс нового КамАЗовского мотора в наших, горных условиях, с 18-20 -ю тоннами - 76-80 тысяч километров. Я катал и до 120 тысяч, но не больше.
За то пустой КамАЗ летит домой 80-90 км/ч. Оттого все старались от монголов пустыми сбежать. Я же не парился, в оба конца груженый ползал. З/п выше, план колонне больше, да и на внутренних перевозках по Монголии катался, за это мне всегда новые запчасти по первой просьбе давали, обраткой не унижали, начальство меня за это любило.
Ездил я на резине, проверенной еще на ЗиЛе: магистралка на 280. Зимой в горах на ней тоскливо, но цепи всё решают. Принципиально только её ставил. Позднее нашёл выход на одного прапорщика, тот мне продавал резину для тралов, тоже на 280, но под большие тонны. Ей сноса не было: мягкая, не грелась и не истиралась. Потом придумал способ, как ей протектор нарезать и сделать его более дорожным.
Долго ли, коротко ли, прибыл я в Улан-Гом, там у них свой Центроснаб. Подошёл ко мне мастер монгол, забрал доки. Стою в очереди, жду, колонн много. Все, кто впереди меня, разгрузились, начинают выдергивать тех, кто за мной. Иду возмущаться - пользы ноль. Полный игнор со стороны монголов! Страна чужая, высоко не прыгнешь. Зато на внутренние перевозки сесть пожизнено - как два пальца об асфальт! Один звонок с Монголии и всё - ты "персона нон грата". Стою, выжидаю сутки, снова иду после обеда к руководству - эффект болота, снова игнор. Дело к субботе, выходные тут нерабочие, тоска и бешенсто от бессилия и безысходности.
Суббота, утро, на базе тишина, машин мало - только те "счастливчики", кто в пятницу до 16:00 успел заскочить. Мужики пьют, с "ты меня уважаешь?" лезут прямо в душу... Двоим очень уважаемым я, в итоге, сломал носы и сделал монгольский фейс, от всей широкой русской души! Отлегло слегка, за то остальные не лезут.
После обеда приходит тот самый мастер, что у меня доки забрал и говорит: "Сам разгружать будешь - приму!" И подробно объясняет, что только дурачки везут в Монголию по 15-20 тонн, потому как всё, что больше 10 тонн, монголы разгружать не будут долго! Краном не взять, кара не берёт. Поддонами Союз не паковал. Паллеты - в обиходе и слова такого не было! Разгрузка только штучная.
Я парень молодой, горячий - встаю в дыбы и ... простаиваю так до вторника. Ничего не помогает. "Особо уважаемые", в числе 5 лиц в воскресенье к обеду идут с реваншем. На душе состояние сержанта Павлова - готов стоять насмерть за Сталинград! Приезжает наш опытный водитель, подходит ко мне и проясняет обстановку, шлёт меня в магазин за литром "Чингизхана". (Водку в Монголию ввезти нельзя, вывезти две литровые бутылки можно.) Русские деньги монголы не берут, меняю огненную воду на топливо. Добываю литр, идём к мастеру. Тот, силой данною ему свыше, перенаправляет груз в Эрдэнэт, на рудник.
Рулю туда - пути 700 км, дорога отстой, 2-я, 3-я передача, ползу 3 дня. Припëрся, там огромный комбинат: носятся БелАЗы, всё крутится, работает. Загоняют в АТЦ, под козловой кран. Говорят: открывай правый борт и отцепляйся, отъезжай. А кран просто берёт и переворачивает мой полуприцеп! Всё, езжай домой! Местный снабженец делает мне предложение: грузим тебя белазовскими моторами на Черногорский ремзавод, тебе 100 рублей оформляем командировочными! Отчёт сам составлю, только подпиши. Уроки я выучил, не дурак. Гружусь и, наконец, еду домой!
У каждого водителя для получения сверхприбыли работали свои схемы: ловчилы подсаживались на кирпич, цемент, пиломатериалы. Грузили по 20 тонн, половину тут же продавали и налегке катили к монголам. (Тенты и контейнера в Союзе не практиковались. ) Таким же образом я потом себе дом строил: надо кирпич для дома - везу кирпич, надо цемент - везу цемент!
Работал я тогда много, из рейсов не вылазил! В 1996 году, когда я проработал в колонне 7 лет, пришёл приказ укрупнить колонну, объеденив 3 колонны в одну: 1259, 1260 и 1253, переименовав в колонну 1260!
Время было такое - любили всё укрупнять, и как в правиле, работающем по сей день: сломать то, что хорошо и налажено работает, а поддержать то, что хромает и разваливается. К примеру, колонна 1253 никогда не работала на межрегиональном направлении - они ходили по области на заезженных КамАЗах и ЗиЛах133 Г2, ещё там Уралы 377 были. Новая же колонна 1260 ходила на Монголию, под рефами и наливом. Колонна славилась своим кумовством и прожектерством. Главный инженер был злобный и жесткий человек с непомерными амбициями. Весь ком. состав колонны 1260 был из уволенных и отставных работников внутренних органов и гайцов. Потому, наверное, неудивительно,что все командиры занимались поборами с водил. Как там у нас говорится: "Не помажешь - не поедешь!" За выпуск на линию - трëшник, за рейс к монголам - чирик! За запчасть новую - чирик, четвертак, нет - иди, в металлоломе поищи! Новый КамАЗ тогда стоил косую, две.
Как Вы сами понимаете, работать дальше в таком режиме было невозможно, пришлось что-то быстро решать. Ранее мне удалось поменять свой Днепр на Жигу "Копейку" в грустном виде - буквально по ключам и гайкам. И эта-то "Копейка" перевернула в дальнейшем мою судьбу...
Продолжение ЗДЕСЬ.
Друзья, приношу свои извинения за редкий выход новых публикаций. Обещаю исправиться. 😉 Поэтому - оставайтесь с нами "В канале", чтобы ничего не пропустить! Лёгких Вам жизненных путей-дорог и удачи на них! 👍🏽
🚚 Начало повести большегрузных лет. Моё счастливое Саянское детство