Работа ДВС
Функционирование двигателя происходит за счет постоянного сжигания топлива. При этом вырабатывается энергия, которая позволяет автомобилю передвигаться, а также работать навесному оборудованию. Но вместе с ней появляется и большое количество тепла. Оно необходимо для достижения оптимальных зазоров между компонентами силовой установки – для повышения КПД. Также оно используется для обогрева салона автомобиля. Однако если оставить ситуацию без контроля, температура быстро превысит допустимые значения, что может повлечь за собой деформацию деталей ДВС. В этой связи предусмотрена система охлаждения.
Систем охлаждения
Современные автомобили оснащены жидкостной системой охлаждения. В качестве рабочего материала используется антифриз – состав с низкой температурой замерзания, а также не провоцирующий развитие коррозийных процессов. Жидкость заправляется в расширительный бачок, откуда подается в систему каналов с помощью водяной помпы. Она забирает тепло от ДВС, а затем, попадая в радиатор, отдает его. Отметим, что это устройство расположено в передней части моторного отсека, что позволяет набегающему потоку воздуха способствовать теплоотдаче. При пиковых нагрузках включается вентилятор, который принудительно обдувает радиатор.
В состав системы охлаждения входят:
- Расширительный бачок
- Помпа
- Термостат
- Патрубки
- Радиатор
- Вентилятор
- Датчики
Горячий антифриз также может поступать в радиатор отопителя, благодаря чему происходит обогрев салона транспортного средства.
Термостат
В системе охлаждения предусмотрено два контура – малый и большой. Сначала жидкость поступает в малый круг, предоставляя возможность двигателю максимально быстро достичь рабочей температуры. Затем термостат, представляющий собой клапан, открывает большой круг. В современных автомобилях используются двухклапанные механизмы, которые имеют высокий КПД. Срабатывание устройство происходит благодаря плавлению рабочего материала. Однако сегодня распространены термостаты с электронным управлением, где процессом руководит ЭБУ. Со временем в работе термостата могут возникать сбои.
Признаки неисправностей:
- Двигатель не может прогреться до рабочей температуры
- Увеличение температуры
- Отопитель подает прохладный воздух
- После остановки автомобиля стрелка температуры движется влево
- Утечки антифриза
В такой ситуации важно поспешить в автосервис. Дело в том, что слишком низкая, как и слишком высокая температура ДВС недопустима.
Диагностика и ремонт
При выявлении неполадок проводят проверку работы термостата. Если механизм имеет электронное управление, сбои можно выявить в процессе компьютерной диагностики. Также факт срабатывания термостата можно определить по температуре патрубков. Если после запуска ДВС элементы большого контура теплый – значит, термостат открывается слишком рано. Если же после прогрева мотора они холодные – механизм не открывается вовсе. Следовательно, термостат заклинило либо в открытом, либо в закрытом положении. В этой ситуации проводят его замену. Также причиной для установки нового механизма могут стать утечки охлаждающей жидкости.