Найти тему
Кирилл Вишнепольский

Так чей же это шлем? И шлем ли это вообще?

«В каждой первой подборке типа „Забавные вещи на старых фотографиях“ на „Адме“ или „Пикабу“», — написал мне индустриальный историк Тим Скоренко*. «Рогатый шлем Генриха VIII» — так предмет называет английская Королевская оружейная палата. Но я порылся в источниках и выдвигаю версию: коллеги, это не шлем.

Рогато-носатое чудище в латунных очках демонстрируют в Галерее рыцарских турниров, в том здании Royal Armouries, что в Лидсе. Размер (с рогами) — 485×335×370 мм, вес 2,89 кг. Формально, это армет, закрытый кавалерийский шлем. Но в настоящем бою такой, гм, театр одного актёра — скорее, опасен.

История экспоната состоит всего из двух известных фактов:

1. Хроники сообщают, что в 1514 году германский император Максимилиан I прислал английскому королю Генриху VIII в подарок набор латных доспехов.

2. «Головной убор с бараньими рогами» (’head piece with a ram’s horn’) был упомянут в описи личных вещей Генриха VIII после его смерти в январе 1547 года.

Всё.

Да, речь о том самом знаменитом Генрихе, который был шесть раз женат, разорвал отношения Англии с Католической церковью, а к концу жизни отрастил себе талию объёмом в 137 см. Серьёзный мужчина, зачем ему такой «головной убор»?

Сомневаются даже в Royal Armouries. Прямо говорят: «Многие исследователи считают маловероятным, что Максимилиан послал бы Генри такой шлем, поскольку рога часто считались признаком рогоносца, мужа неверной жены» («were so often regarded as the sign of a cuckold» — ах, как красив английский язык!).

172-173 страницы из «Каталога и описания арсеналов Лондонского Тауэра», том I. 1916 г., Англия
172-173 страницы из «Каталога и описания арсеналов Лондонского Тауэра», том I. 1916 г., Англия

Я обещал вам версию? Вот она: всё дело в Зойзенхофере.

Теперь подробнее.

Кем был Максимилиан I Габсбург, который, предположительно, обозвал английского коллегу рогоносцем столь сложным и дорогим образом? В описываемые годы — громко говоря, Архитектором Европы. Он всю жизнь воевал по всем краям нашей части света и вмешивался во все крупные конфликты. А ещё, бесконечно плёл сети династических браков, распределяя детей (трое) и внуков (не смог сосчитать я) по европейским монархиям. Так копилка Габсбургов пополнилась коронами Испании, Чехии и Венгрии.

После смерти отца, неумного Фердинанда III, Максимилиану досталась Священная Римская империя. Вялый наднациональный союз, в который немцы с 962 года пытались (преимущественно, топором и мечом) включить всю христианскую Европу.

«Кайзер Максимилиан I», Бернхард Штригель, 1511 год. © Музей истории искусств, Вена
«Кайзер Максимилиан I», Бернхард Штригель, 1511 год. © Музей истории искусств, Вена

Новый император был реалистом и практиком: он отказался от претензий на Италию и даже не стал обращаться к Папе Римскому за коронацией — просто не поехал. Государство получило честное имя «Римская империя германской нации» и новые централизованные структуры управления. Так Максимилиан стал основателем знакомой нам ФРГ.

При этом хитрый Габсбург вырезал из империи свои личные владения — так получилась современная нам Австрийская республика.

А ещё наш Максимилиан был знаменитым спортсменом. Изобретательным, физически мощным турнирным бойцом. В 1515 году он даже выпустил Freydal, альбом из 255 раскрашенных гравюр, объясняющих правила и положения рыцарских поединков. Тренер! Говорят, художнику (его имя кануло) позировал сам Максимилиан.

(хватит уже говорить «а ещё»: читателю надоело, а биография славного императора только разворачивается).

Иллюстрация из книги Freydal, Максимилиан I, 1515 год. © Музей истории искусств, Вена
Иллюстрация из книги Freydal, Максимилиан I, 1515 год. © Музей истории искусств, Вена

Кроме того! Максимилиан поддерживал искусства и кормил при дворе целый сонм учёных: математиков, астрономов, теологов, профессоров медицины, философов.

Знал, кроме немецкого — нидерландский, французский и английский языки, немного латынь. Рулил процессами по всей Европе. В договоре с Великим княжеством Московским от 1514 года впервые в истории назвал на межгосударственном уровне нашего Василия III «императором русов». Пётр I потом нашёл этот документ и опубликовал в качестве инсигнии (признака, доказательства) своих личных прав на коронацию императором.

То есть — вы понимаете, кто помог России стать империей? Наш дорогой немецкий друг Максимилиан, тоже Первый.

Из книги «Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в Государственной коллегии иностранных дел». — М., 1813-1894 гг. © Государственная публичная историческая библиотека России, Москва
Из книги «Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в Государственной коллегии иностранных дел». — М., 1813-1894 гг. © Государственная публичная историческая библиотека России, Москва

Про как минимум 14 незаконнорожденных детей от любовниц — молчу-молчу. Хотя нет, следует отметить, что и этих деток мощный мужчина Максимилиан отлично устроил. Кого архиепископом Валенсии, кого повелителем мелкого германского княжества.

Просто бесконечный человек, незарегистрированный титан Возрождения. И вы думаете, что этой глыбе было какое-то дело до мнимых семейных проблем какого-то 25-летнего английского сопляка Генри? Да император пошутил, вот и всё.

Король Генрих VIII в феврале 1511 года на турнире в честь рождения его сына Генри. © Музей Виктории и Альберта, Лондон
Король Генрих VIII в феврале 1511 года на турнире в честь рождения его сына Генри. © Музей Виктории и Альберта, Лондон

Ко всему прочему, он страстно любил броню. Даже разработал собственный стиль и конструкцию — «максимилиановский доспех», выдерживавший пулю из тогдашнего огнестрельного оружия, выпущенную с дистанции.

В подконтрольном ему Инсбруке Максимилиан взрастил лучшего оружейника Европы Конрада Зойзенхофера (а вот и наш ключ!). Император гордился и хвастал своим Зойзенхофером. В тех же 1512-1514 годах он отправил драгоценные доспехи работы мастера венгерскому королю Людвигу II и герцогу Альберту Прусскому.

Но то были его зять и внук :-) А как блеснуть своим художником перед заносчивым английским монархом — чтобы это не выглядело взяткой, или будто римский император германской нации о чём то просит? Ответ: приложить к подарку шутку. Драгоценный сувенир (стоимостью в небольшой город, с центральной площадью и рынком). Это куртуазно и разряжает обстановку.

Так, теперь телеграфным стилем. Рога: отлично отражают фирменный «рифлёный» метод инбрукского мастера — и всегда были для германских народов символом жизненной силы. Это средневековые английские схоласты придумали (установили?), что Рога — символ Дьявола, а значит позора, презрения, порочности, неверности. До материкового Максимилиана этот островной концепт не докатился.

Лицо (маска): вполне характерное для того времени забрало в форме гротескного лица человека.

Образ с забрала: нормальный для тех мест и эпохи. Вот, пожалуйста, «валет» из колоды, созданной Петером Флётнером в Нюрнберге в 1540 году.

«Валеты» из колоды игральных карт, Петер Флётнер, Нюрнберг, 1540 год.
«Валеты» из колоды игральных карт, Петер Флётнер, Нюрнберг, 1540 год.

Добрая история, никакого куколда. Стороны поняли друг друга, Генрих шутку оценил. Хранил ведь среди личных вещей до смерти.

*Тим Скоренко - популяризатор науки, экс-главный редактор портала "Популярная механика", автор книг по истории изобретательской мысли.