Говорят, что все сказочные истории связаны друг с другом общим родством, и вместе они живут как одна большая семья. Всё так! Сказки похожи на людей, потому каждая обладает собственной Судьбой и особым предназначением, что запечатлены на станицах Книги истины...
Жил-был мальчик по имени Ним, что предпочитал быть сам по себе. Он рос нелюбознательным и ленивым, отчего с лёгким сердцем принимал всё происходящее, и относился ко всему предельно равнодушно. Не удивительно, что его излюбленным выражением была присказка "когда-нибудь потом", которая исправно служила ответом на любой вопрос.
Неинтересный и безликий, Ним не интересовал окружающих, что его вполне устраивало, потому что всеобщее равнодушие сродни невидимости. И он жил на глазах у всех, с лёгкостью избегая взглядов.
На редкие вопросы, чем собирается заниматься, когда вырастет, неизменно отвечал: "Разберусь с этим когда-нибудь потом"; и всякий раз убеждался, что его слова всех устраивают и всё объясняют.
Непонятно, по какой причине, но после совершеннолетия Ним сам для себя решил, что таинственное "потом" наступило и отныне он станет жить по-новому: у всех на глазах и у всех на устах.
Давным-давно он слышал историю про беса, который запросто выполняет желания за честное слово. И вот теперь, придя на первый пустынный перекрёсток, Ним закричал во всё горло: "Приходи и делай, что скажу!"
Он был настолько уверен в сказанном, что бес не смог воспротивиться его воле, и тут же явился в обличии пилигрима.
– Фу… – раздосадовано ругнулся Ним, – ты бродяга, а не бес!
Пилигрим пропустил оскорбление мимо ушей и учтиво представился:
– Я бес-менник по имени Замок; предстал по зову и сию минуту готов к сделке!
– Так ты меняться пришёл, а не желания исполнять? – процедил Ним негодуя. – Знай, меня не надуешь, да и ценного со мной ничего нет.
Бес почтительно поклонился и хмыкнул:
– Ты говори, чего желаешь, а подготовить договор моя забота.
Ним внимательно посмотрел на вежливого беса, прокрутил в голове его ответ и, не найдя в его предложении никакого подвоха, сказал:
– Во-первых, хочу быть богатым! Во-вторых…
– Хорошо, хорошо! – с готовностью воскликнул бес, – только прошу, не торопись! Я не всемогущ и заключаю только мену на мену! Пожелаешь чего ещё, мы тут же заключим новую сделку!
В пылу азарта, Ним не удосужился спросить, что потребуется взамен. Однако бес предусмотрительно объявил условия сделки:
– Ты от меня получаешь деньги, я от тебя получаю время. Больше денег тебе – больше времени мне!
"Времени у меня целая жизнь, то есть сущая прорва, – довольно подумал Ним, – всё одно улетает впустую!" Он пристально посмотрел в слюдяные глаза беса и хлопнул с Замком по рукам.
Едва возвратился домой, а там его уже дожидались нотариус с адвокатами, чтобы немедленно получить свалившееся невесть откуда баснословное наследство.
– Так я теперь миллионер? – гордо спросил Ним.
– Много, много раз миллионер! – угодливо поддакивали ему клерки.
"Жизнь пошла купаться в роскоши…"– думал счастливый Ним засыпая. Вот только едва проснувшись, обнаружил, что всё перед глазами плывёт, тело не желает слушаться, а из зеркала смотрит пожелтевший от хворей старикашка.
"Обманул меня бес! – в ярости подумал Ним. – Отнял время, а я даже прикоснуться к деньгам не успел!"
Дряхлым стариком вновь отправился на перекрёсток, вызывать нечистоплотного менялу. И бес явился по первому зову.
– Ты обманул меня! – немощно закричал Ним, пытаясь наброситься с кулаками на торговца желаниями.
– Разве? – усмехнулся бес, легко уклоняясь от вялых ударов. – Всё согласно договору: ты хотел богатства и теперь, сказочно богат; я предложил поменять деньги на время и ты согласился. У меня всё по-честному: мена есть мена! Или хочешь ещё поменяться? Изволь, я готов. Только уточним детали!
– Не надо много богатства, пусть будет столько, чтобы просто не заботиться ни о чём, – дрожащим голосом захныкал Ним, – но пусть времени и сил будет вдоволь!
От перенесённых волнений силы покинули старика, и он тут же рухнул без памяти, а когда очнулся, был по-прежнему здоров и молод.
Радости Нима не было предела до той поры, пока он не вернулся домой. Там его поджидала полиция, что тут же арестовала, за сговор и присвоение чужого богатства. И как ни пытался Ним доказать свою невиновность, все свидетели и собранные документы говорили об обратном.
Бедного юношу посадили в тюрьму, заточив под замок на долгие годы, как опаснейшего преступника. В каменном мешке одиночной камеры, его бесплатно поили и кормили, раз в год выдавали новую арестантскую робу; а иногда передавали крохотную милостыню от безымянного благодетеля. Так год за годом жил Ним, ни о чём не заботясь…
Впрочем, его история разыгралась у всех на глазах, и наверняка оказалась у всех на устах.