Найти в Дзене
Будни Анны

Через нашу проходную, пронесу хоть мать родную. Вспоминается это с улыбкой или с грустью

СССР оставил после себя очень интересные воспоминания. Одно из них может объяснить тот парадокс, что ничего в магазинах не было, а у всех все было.

Я как-то спросила у своего старшего сына, знаешь кто такие несуны были в СССР? Переносчики тяжестей на не автоматизированных предприятиях - предположил он. Я ему рассказала. Причем постаралась передать всю романтику этого занятия, радость когда все страхи после проходной были позади.

Он ничего не понял. Говорит, вы воровали из НИИ, где работали и ты гордишься этим? Ну кстати материальное я особо из НИИ ничего не утащила, может быть канцелярию какую-то. Мы работали более тонко, об этом в другой раз расскажу.

С материальным гораздо лучше было у нашей родственницы. Она работала в подмосковье на ткацком производстве. И ежедневно они садились в автобус чтобы ехать домой с чемоданчиками. В автобус заглядывал бодрый начальник цеха: ну что девочки, все что нужно утащили с любимого предприятия? - Всё, Михал Михалыч: дружно отвечали ему девочки.

Карикатура 1970 года: чему вы удивляетесь, сейчас в моде длинные платья!
Карикатура 1970 года: чему вы удивляетесь, сейчас в моде длинные платья!

Товару в таких чемоданах было рублей на 150: красивые покрывала, накидки на кресла, искусно вышитые коврики. Если кто не знает, 150 это была зарплата рядового инженера за месяц. А такой чемоданчик реализовывался за день. Часть прибыли шла тому веселому начальнику цеха, а все остальное оставалось нашей молодой родственнице. Устроили ее на эту фабрику по великому блату и с условием, что она будет именно таким образом реализовывать такую продукцию. Через пару лет у этой родственницы была уже своя квартира в Подмосковье. В 20 лет. Я тогда помню слушала эти все рассказы, и испытывала двойственное чувство: зависть боролась с брезгливостью. Сама то была студенткой и особо ничего из родного института уносить не хотелось. Да и нечего было.

Но взрослые работающие граждане несли домой все что можно.

Карикатура 1985 года: Ты бы хоть  для вида что-нибудь вынес, на тебя уже косятся!
Карикатура 1985 года: Ты бы хоть для вида что-нибудь вынес, на тебя уже косятся!

Родственница первого мужа работала на мясокомбинате. Они фарш раскатывали в тонкие лепешки, оборачивали целлофаном и привязывали где позволяла комплекция: на животе, на ногах на руках. Просто куски мяса клали в сумочки, одна у них ходила с палочкой, она внутри была пустая, вот туда прекрасно помещались сосиски.

Свекровь рассказывала, когда познакомилась с будущим мужем и они ходили гулять, то любимое место было рядом заводским забором, с тылу, где не было ни людей ни ворот, просто стояли лавочки и шумели деревья. Так вот на одну лавочку никто никогда не садился. С другой стороны завода там было совсем глухое место и через забор легко могла вылететь какая-нибудь нужная вещь - инструмент, изделие а то даже и часть станка. Возле этого места практически постоянно скучали какие-то люди, и как вылетало, они деловито все это подбирали и быстро сматывались.

Из журнала Крокодил 1988 года: как  скучно было бы работать, если бы не эта отдушина
Из журнала Крокодил 1988 года: как скучно было бы работать, если бы не эта отдушина

Знакомая всем картина, правда? Мне кажется в каком-то фильме ее прекрасно обыграли, а может быть это был "Фитиль"? А помните своеобразную миниатюру Тарапуньки и Штепселя? Это были очень известные комики 70-х годов. Они разыграли сценку, как работник наоборот пытается скрытно через проходную пронести что-то на завод: инструменты, цветок в горшке, даже плакат: "Через нашу проходную пронесу и мать родную!". Каждый раз эта сценка сопровождалась гомерическим хохотом. Все прекрасно понимали в какую сторону на самом деле выносят все что плохо лежит.

Тарапунька и Штепсель: актеры Ефим Березин и Юрий Тимошенко
Тарапунька и Штепсель: актеры Ефим Березин и Юрий Тимошенко

Мы работали летом в стройотрядах, в один год делали ремонт подмосковного профилактория. Там была такая система, сначала приезжала маленькая группа людей все подготовить для въезда всего отряда, их называли квартирантами, и потом после всех работ оставалась группа, чтобы все окончательно убрать, их называли антикварами. Вот мой первый муж был как раз таким антикваром. Уезжал он из профилактория на небольшом грузовичке, ну чтобы все поместилось, что показалось нужным в хозяйстве. И долго еще потом у нас в квартире стояли профилакторские кресла, столики, кровать по моему даже. Мы тогда с ним только встречались, и девчонки мне говорили, смотри какой муж будет у тебя, хозяйственный, за таким не пропадешь. (Если вдруг читаешь меня, надеюсь все это навеяло только хорошие воспоминания :))

Ни у кого несуны в СССР не вызывали особого осуждения, правда ведь? Все понимали что это ничье, а значит общее, наше, и кто первый успел, тот и молодец. Тотальное воровство было как бы противовесом тотальному дефициту продуктов, одежды, мебели.

Ну и дела! Целый день грузим, а вагон все ещё пустой!
Ну и дела! Целый день грузим, а вагон все ещё пустой!

Вот кстати по поводу морали. Она не может быть одинаковой в разных обществах, правда ведь. А интересно если сейчас что-то стащить со своего производства будет больше моральных терзаний? И если их не будет, то в противовес чему это будет? Правда сейчас это смысла не имеет. Никакого дефицита нет, ну кроме денег конечно.

Если статья понравилась подписывайтесь на "Будни Анны". Ставьте палец вверх и оставляйте комментарии