Найти тему
VarТехник

Мифы о танке "Пантера", в которые верят многие

Оглавление

"Пантера" стала знаковой машиной для танкостроения, несмотря на её минимальное влияние технически. Именно её концепция была взята за основу Leopard 2 и остальных танков НАТО. Многие считают, что "Пантера" была не очень эффективна, часто ломалась и вообще была ненужной.

Эффективность

Несмотря на то, что "Пантера" имела технические проблемы, её эффективность на поле боя была крайне высокой. При мобильности, сопоставимой с М4 "Шерман", не плохой манёвренности и проходимости, с бронированием, характерным для тяжёлых танков, мощном и точном орудии, противника не интересовало, какой процент машин был на заводах или ремонтных бригадах.

Взвод "Пантер" по своей эффективности не уступал "Тиграм", а меньшая масса играла позитивную роль.

-2

Цена

Несмотря на распространённый миф о высокой стоимости "Пантеры" в производстве, эффективность при финансовых и материальных затратах у среднего танка была явно выше, чем у тяжёлого "Тигра". Для понимания, один "Тигр" обходился рейху в 260 000 марок, в то время как стоимость "Пантеры", в зависимости от предприятия, могла варьироваться от 120 000 до 140 000 марок. Тот же Panzer IV стоил 100 000-110 000 марок.

Почему же "Пантер" было меньше, чем Panzer IV? Больше затраты по ресурсам и человекочасам, чем в случае с Panzer IV. Однако последний выпустили тиражом 8 500 штук, а "Пантер" чуть менее 6 000 штук. Это при том, что Panzer IV выпускался с 1936 года, а "Пантера" с 1943 года. То есть среднее количество танков в год чуть менее 1 000 Panzer IV против 2 000 "Пантер".

-3

Роль в армии

Несмотря на высокую ценность в бою, "Пантера" была отнюдь не элитным танком войск СС. Эту роль забрал на себя "Тигр" в 1943 году, а "Пантера" к зиме 1943 года считалась рядовой машиной на службе Вермахта, но и в СС средний танк послужил.

"Пантера", как один из самых массовых немецких танков, неоднократно дорабатывался, причём самой качественной считается модификация А, выпускаемая с октября 1943 года. Эти танки получили один из лучших приводов горизонтального наведения, новую командирскую башенку, доработанный мотор, лучшее качество стали и циммерит, не свойственный "Пантерам" D, D1 и D2. Башни для "Пантер" А1 долго шли на доработанные корпуса "Пантер" G, а G1 получили не только лучшую маску, но большую толщину и лучшее перекрытие брони во лбу башни в качестве компенсации за падение качества стали.

-4

Интерьер также упрощали... Последние партии "Пантер" G1 не имели многих атрибутов версий конца 1944 года. В частности, коробку для гильз заменили на мешок, убрали резину в башне, баллоны для продува казённика после выстрела и т.д.

Ремонты

"Пантера" действительно была не самым надёжным танком, но назвать её ужасной после весны 1943 года довольно сложно. Чаще всего, капитальный ремонт "Пантер" проводили из-за поломок трансмиссии, которая менялась проще, чем на "Тиграх" из-за доработки крыши корпуса.

-5

Многие проблемы с КПП были связаны не с мотором и плохой конструкцией, а с расположением. При попадании снарядов в лоб, трансмиссия принимала на себя нагрузку от снарядов, что приводило к механическим повреждениям и как следствие — частому ремонту.

Если говорить о проценте танков на ремонте, то самое негативное значение достигало 72-68% во время Курской битвы. Осенью 1943 года на ремонте было около 40-45% машин, а после, процент не боеспособных "Пантер" редко превышал 35-40%. Исключение — последние месяцы войны, когда повреждённые танки было просто нечем ремонтировать.

Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.