Недавно я прочитала англоязычную статью, которая меня взволновала, речь в ней шла о песне «What do you think?» из микстейпа «D-2» Agust D, выпущенного 22 мая 2020 года. Песня успела всколыхнуть поклонников BTS и разделить их по лагерям — одни были оскорблены и опечалены, другие яростно защищали Юнги, закрыв на все глаза, третьи не обратили внимания. Представим же и четвертую сторону этого квадрата, сжавшего рэпера в тиски.
Дело в том, что в изначальной версии трека был использован отрывок из речи Джима Джонса, сумасшедшего проповедника, который побудил членов своей секты совершить самоубийство.
Джонс с самого детства был странным ребенком, в нем проявлялась уже с ранних лет религиозная фанатичность, граничившая с психологическим отклонением, став старше он стал увещевать других людей и собирать единомышленников, создав свой собственный культ «Храм Народов». Джонс проповедовал равенство черных и белых людей, говорил о проклятом губительном влиянии капитализма и мечтал об «апостольском социализме» и общинной жизни. Признаки безумия налицо. Уединенное поселение «Джонстаун» нельзя было покидать, одурманенные сумасшедшими утопическими речами «мессии» последователи покорно выполняли все, о чем просил лидер.
Когда на разросшееся поселение «Джонстаун» обратили внимание и постарались пресечь деятельность коммуны, Джонс понял, что запахло жареным, видимо, окончательно помешавшись, он вынудил всех поселенцев принять яд, а сам прикончил себя выстрелом в голову.
Рождается вопрос — для чего в микстейпе Agust D отрывок из речи такого человека? Big Hit, обливаясь холодным потом и видя поднявшуюся бучу, особенно яркую среди темнокожих поклонников (большую часть поселенцев составляли темнокожие), дал официальное объяснение, что сэмпл был использован продюсером по ошибке и ненамеренно. Эта часть из трека была удалена, теперь в официальном релизе речи нет.
Часть людей защищали Юнги и говорили о том, что он ничего не знал, что это было действительно сделано ненамеренно, другие отказывались слушать его песни и вообще иметь с ним что-то общее. Но давайте подумаем.
Все же скорее всего Юнги знал, кто произносит эту речь, один факт наталкивает на эту мысль. О нем говорит и автор англоязычной статьи K-pop's Lost Fangirl.
Трек «Set Me Free» явно был вдохновлен «Jonestown (Interlude)», спетым Post Malone. И в названии трека, и в самом тексте американский рэпер использует отсылки к тому массовому самоубийству. Справедливости ради трек Agust D не имеет того темного и гнетущего звучания, общая тема — вырваться из «плена», освободиться, но тоже мало позитивного, конечно...
Возвращаясь к «What do you think?», стоит отметить, что говорил сам Юнги об этом (не о той речи, а в общем):
«Я думал о том, стоит ли включать этот трек или нет. Текст много раз пересматривался. Сейчас у меня нет того гнева, именно поэтому я думал о том, стоит ли выпускать этот трек».
Дело в том, что сам текст песни действительно агрессивен и содержит парочку нецензурных слов. Приведу слегка зацензуренный перевод:
Что думаешь? Что думаешь?
Что думаешь? Что думаешь?
Что думаешь? Что думаешь?
Не имеет значения, что ты думаешь, прости, но мне абсолютно ***.
И:
У меня большой дом, большая машина, большие кольца, что бы это ни было, валяй, я дам мою черную карту
Эти подонки, которые получают выгоду от СМИ больше, чем я
Эти маленькие крысы, которые хвастаются деньгами, сколько примерно вы могли бы заработать?
«What do you think?» — закономерное продолжение темы денег, «больших домов», «колец», которая встречается и в композициях Agust D, и в партиях Шуги в песнях BTS. Агрессия направлена на ненавистников, тех, кто продолжает нападать и полоскать имена что Юнги, что других участников BTS. Вечная проблема: рэпер и айдол — одно и то же? Почему словом «айдол» клеймят и можно ли называть себя серьезным рэпером будучи усладителем сердец? А является ли им Юнги и другие ребята? Отчасти, конечно, да, такова политика и некоторый толк индустрии, но кто сказал, что это пропитано ложью и за камерой на нас плюют и поджигают все эти костюмы, сердечки и прочее. Едва ли ребята забывают о своем прошлом, я думаю, что они прекрасно понимают, что их труд, их личности, Арми и немного волшебства вперемешку с везением, стали залогом их невероятного успеха.
Вернемся к анализу текста. «Give It to Me» из первого микстейпа «Agust D», снова те же мотивы:
Дайте мне
Деньги, слава, все, что угодно, неси
Известность вспышка
Дайте мне (дайте мне)
Мне безразлично что, просто несите
И:
Ребята, вперед, перегрызайте друг другу глотки
Ага, правильно, кретины, ага, ага, продолжайте драку
Мне все равно: роете вы себе могилу или попросту растрачиваете себя
Поэтому, пожалуйста, продолжайте так жить
Уже в самом первом треке BTS «No More Dream» мы видим начало этой темы:
Я хочу большой дом, крутую машину и кольца
Но на самом деле ни о чем большом я не мечтаю
Хаха я проживаю беспечную жизнь
Даже если у меня нет мечты, никто ничего мне не скажет
Но в «No More Dream» говорится о том, как молодые люди оказываются в плену или чьего-то мнения, или собственных мыслей, пустоты, нежелания к чему-то стремиться.
Это первое появление метафоры домов и колец, которая будет проходить красной нитью сквозь дальнейшие партии Юнги.
Например, партия Шуги в «Home»:
Абсолютно опустошенно
Все думают, что нам принадлежит весь мир
Даже если у нас есть то, о чем я мечтал
Большой дом, крутые машины и кольца
Незнакомое чувство потерянности
Того, кто достиг всего
Но я закрываю дверь, потому что мне есть куда идти
Получается, что «большие дома» и «кольца» означают и бунт, протест. Они выступают как своеобразная подачка, которую кидают злопыхателям, доказательство недовольства и агрессии, и одновременно за ними скрывается одиночество, изоляция, а также и ложные мечты.
Фасад бравады трескается в песне «Interlude: Shadow», где Шуга все так же поет о желаниях, стремлениях:
Я хочу быть рэп звездой
Я хочу быть на вершине
Я хочу быть рок звездой
Хочу, чтобы все это было моим
Хочу быть богатым
Быть королем
Я хочу выиграть
Я хочу...
Но все это подкрепляется страхом и боязнью своей тени и последствий возможного падения:
Я боюсь, мне страшно лететь так высоко
Никто не предупредил меня, как одиноко здесь
Мой прыжок может обернуться падением
Что интересно, Юнги становится королем — внимание на трек «Daechwita». И здесь снова борьба двоих, чья? Эго и альтерэго, эго и общества? Интерпретации могут быть различны.
Важна в этом диалоге и песня «The Last» из первого микстейпа, где затрагивается тема ментального состояния, равновесия, славы и борьбы темного со светлым:
Другая сторона известного айдола рэпера
Мое слабое «я», что само по себе достаточно опасно
И:
Я променял мою юность на успех, и этот монстр требует больше достатка
Временами он надевает на меня цепь, разрушая меня и заглатывая меня жадно
Также:
Я столько раз отрицал свою суть
Мое место назначения — айдол, и я не буду этого отрицать
На фоне этой агонии выделяется меланхолично-философская песня «People», в которой Agust D уже не кричит и не бьет себя кулаком в грудь, приступ прошел, ситуация разрешилась или нет неизвестно, но отношение к ней поменялось:
Люди меняются, как изменился и я
Ничего постоянного в этом мире нет
Все — это просто «событие», которое происходит
Хмм... Почему так серьезно?
Почему так серьезно? Так серьезно?
Хмм... Это я так серьезен?
Я так серьезен? Я так... Я так...
И:
Иногда мне снова может быть больно
Временами я могу лить слезы и расстраиваться
И что?
Что такого, если я так живу?
[...]
Не всегда все идет по плану
Иногда беспокойство нужно просто пережить
Если внимательно посмотреть на тексты, эту темную эстетику, разговоры о ментальных расстройствах и невозможности иногда обуздать свое «темное я», то становится понятным обращение к той речи. Самоубийство. Безумие. Метафора? Это не потакание фанатику. Это использование метафоры, иносказание. Одобряю ли я такую метафору? Мало ли что я думаю. Искусство — это не всегда про бабочки. Тонкая одухотворенность порой обитает в грязных подвалах и извращается ими. Вспомните мифы Древней Греции, вспомните закат римлян. Конечно, я не люблю такую эстетику и в своем творчестве также не люблю провокативных мер, мне это неблизко, я дипломат и использую иные средства выражения, но я могу проанализировать. Это не первый случай, когда в творческих произведениях появляются неоднозначные отсылки. Экспериментальные формы, выверты, от которых всех тошнит — это мы уже проходили. Вопрос остается открытым, что хотел сказать Юнги. И каждый на него отвечает, как он хочет.
К слову, мне нравится Юнги, нравится его творчество, его не раз называли мудрецом BTS, спокойно сидящим в сторонке и анализирующим происходящее или укромненько спящим. Его «первая любовь» — пианино, а как же милая Холли? Да, да... Мы не знаем досконально, какой Мин Юнги, можем уловить что-то, отдельные моменты, Юнги всегда виделся мне человеком умным и рассуждающим, мне кажется, что он немного и хулиган, но все же с головой своей дружит и заботлив по отношению к другим участникам группы. А вообще можно подумать о том, какой образ транслирует Шуга, а какой Agust D. Мы можем проанализировать тексты, поломать голову над возможными мотивациями. Правдивы ли внутренние демоны, что мы видим в текстах? А что вообще правдиво? Вот в «Bon Voyage» Юнги постоянно на подсчете денег, а еще можно вспомнить, как он в начале творческого пути BTS заворачивал подарки на фанмитинг. Дело в том, как вы видите это, как вы видите мир. А еще не забываем про гиперболы, средства художественной выразительности и понятие «образ». Но одно точно — несправедливость поощрять не надо, но была ли она здесь? Ай! Хождение по тонкому льду, ничегошеньки мы не знаем.
P.S.
Когда я написала эту статью, то мне показалось, что написала я ее как раз в таком стиле Agust D, ха-ха. Вот так вот, тон беседы, голос творчества.
Вы дочитали до конца, сеньк-ю! Надеюсь, что статья понравилась!✨
С любовью,
Момо ( •̀ ω •́ )✧
КАРТА КАНАЛА 「Нажмите, чтобы попасть в гостиную Момо」