Найти тему

Уличная среда Санкт-Петербурга: асфальт, асфальт и ещё раз асфальт

Оглавление

Санкт-Петербург известен на всю страну своей исторической средой и достопримечательностями, дворцами и усадьбами, однако на всё это можно смотреть только из туристического автобуса и любой контакт с поверхностью неизбежно приведет к мыслям о качестве среды и её ориентации.

Тут явно видны приоритеты: у автомобилей есть широкая проезжая часть и огромная парковка, а пешеходы могут тесниться на узком тротуарчике между
Тут явно видны приоритеты: у автомобилей есть широкая проезжая часть и огромная парковка, а пешеходы могут тесниться на узком тротуарчике между

Парковка и много полос

Говоря об ориентации среды, можно с уверенностью сказать, что город, несмотря на весьма хороший общественный транспорт, остается по большей части автомобильным: тротуары узкие и о них никто не думает, переходы есть далеко не везде, а вот автомобилям отдано огромное количество пространства. Что уж говорить о приоритетах города, если главная улица исторического центра – Невский проспект – представляет из себя 1+3+3+1 дорогу (по одной выделенке), фактически гоночное шоссе, а не улицу. Тротуары тут везде супер узкие и просто не рассчитаны на огромное количество людей и отдыхающих. Выделенки же существуют только на бумаге: город не научился регулировать парковку, поэтому водители обычно просто плюют на правила и людей, паркуясь прямо на полосе для общественного транспорта.

Куча полос движения, парковка прямо у перекрестка и вечная пробка: так выглядят почти все улицы в центре города
Куча полос движения, парковка прямо у перекрестка и вечная пробка: так выглядят почти все улицы в центре города

Эта улица представляет из себя просто манифест политики властей города: мы развиваем транспорт: сначала личный, а потом общественный; но на мобильность нам плевать: пешеходы и велосипедисты в наши политики не входят, но пускай ходят, вроде не так сильно мешают. Так это работает почти во всем городе: тротуары в очень плохом состоянии, а о доступной среде и говорить не приходится (максимум можно добраться маломобильным от метро до Дворцовой площади, но вот выйти на набережную без посторонней помощи уже вряд ли получится).

Переход без понижения как явный пример того, что это город для здоровых и сильных и маломобильным здесь не место
Переход без понижения как явный пример того, что это город для здоровых и сильных и маломобильным здесь не место

Зачем делать

Может возникнуть вполне логичный вопрос: а зачем этим вообще заниматься, ведь в город и так едут миллионы туристов каждый год, которых не отпугивает ужасающее качество среды? Для ответа на этот вопрос надо просто понимать, как работает городская среда в тех городах, где уже есть туристический поток и развитый местный бизнес. Качество городской среды напрямую влияет на качество жизни и комфортность провождения времени на улице. Хороший города – это тот город, где люди проводят время не в ТЦ, а прогуливаясь по красивым и комфортным улочкам, бизнес на которых лишь выигрывает от большего числа посетителей. Следующий важный аспект – это доступная среда: улица комфортная для маломобильных является ключевым фактором перемещения по городу таких горожан. Не важно, есть ли кнопка вызова персонала или удобный пандус на входе в здание, если туда просто невозможно добраться по улице-парковке без пешеходных переходов и без понижений тротуара/повышения проезжей части. Город должен быть комфортным и доступным абсолютно для всех.

Множество ввелосипедистов, которым просто негде ехать, потому что велодорожек почти нет, а в потоке машин крайне опасно с нашими то разрешенными скоростями по 80 в городе
Множество ввелосипедистов, которым просто негде ехать, потому что велодорожек почти нет, а в потоке машин крайне опасно с нашими то разрешенными скоростями по 80 в городе

Что делать

Решение здесь видится достаточно очевидное. Во-первых, Питер может опираться на опыт Москвы, где реконструкция улиц в центре была вроде бы хорошей, но абсолютно единый дизайн полностью убили идентичность каждой конкретной улицы. Избежать этого можно созданием не единых проектов, а принципов и правил перепроектирования. В данные правила должны, по моему мнению, войти следующие пункты:

  • Сужение полос до 3.25м – стандартная ширина полос для городов
  • Расширение тротуаров
  • Создание подземных коммуникаций при сохранении подвесных фонарей, где они есть
  • Создание сети велодорожек или велосипедных полос: Питер обладает огромным плюсом для развития велодвижения, поскольку город достаточно плотных и расстояния не всегда очень большие
  • Реорганизация парковочных мест: введение работающей платной парковки, деление зон на отдельные места
  • Создание новых объектов озеленения: поскольку высокие деревья действительно могут закрыть вид на исторические здания, можно обойтись кустарником или многолетними травами или цветами
Так должна выглядеть справедливая и комфортная улица
Так должна выглядеть справедливая и комфортная улица

Москва в этом направлении уже значительно продвинулась хотя бы идейно, с качеством работ по программе «Моя улица», конечно, есть большие проблемы, как и с отдельными элементами проектирования, но это уже большой шаг вперед по отношению с тем, что было раньше. Питеру же необходимо начинать создавать пешеходные пространства с нуля, забирая площади парковки и полосы движения. Чтобы не забирать полосы движения абсолютно на всём протяжении улицы, можно расширять улицу перед светофором: улица формата 1+1 на перекрестке превращается в улицу 2+1, где 2 полосы на поворот используют разные светофорные фазы и потоки не пересекаются. Однако это требует сложной организации светофорных фаз, но существующий опыт той же Москвы может существенно помочь.

Питер пока остается городом с ужасающим качеством уличной среды и существует лишь за счет потрясающего качества исторической архитектуры и неплохой транспортной системы, однако надо понимать, что хороший город должен быть не просто красивым, но и комфортным. А комфортность городской среды определяется совсем не парками или новыми общественными пространствами, а именно улицами, с которыми контактирует каждый и постоянно.

фото профиля улицы: https://archsovet.msk.ru/article/ot-pervogo-lica/ulicy-dlya-lyudey