Виктор Константинович Чекмарёв (1911-1987)
Актер невероятного обаяния, часто игравший разного рода отрицательных персонажей: жуликов, бюрократов, кулаков. И даже исполняя такие роли, злодеи и подхалимы у него все равно получались обаятельные. В основном играл роли второго плана или снимался в эпизодах. Всего на счету актера 72 фильма, в том числе документальные и короткометражные. Озвучил 2 фильма.
Служил в театрах Дагестана, Москвы, Дальнего Востока, Сибири и Урала. Последним его театром был Пермский академический областной театр драмы.
Начиная с 1957-го года Чекмарёв актер киностудии Ленфильм и вся дальнейшая его жизнь будет связана именно с Ленинградом.
Разберем наиболее интересные и значимые роли актера в кино.
Дебют Виктора Константиновича на большом экране состоялся в драме Иосифа Хейфица "Дело Румянцева" (1955).
Это тот редкий случай, когда дебютная роль стала самой запоминающейся во всей кинокарьере артиста. Аферист и расхититель, коварный и подлый рецидивист Шмыгло в исполнении Чекмарёва получился очень убедительным. Его типаж, самоуверенный с виду жулик, закаленный в разных аферах, и вместе с тем, трусливый, при малейшей опасности быть разоблаченным, пасующий перед милицией.
Когда его обыскивают, он доброжелательно говорит: «Пожалуйста, пожалуйста».
Когда намекают, что неплохо было бы признаться, гордо заявляет: «Сергей Иваныч, вы же знаете мой мэтод. Я никогда ни в чем не признаю себя виновным».
В конце концов, его персонаж, попался на милицейский блеф, был разоблачен и, как говорили в то время, понес заслуженное наказание.
Следующая большая роль после такого дебюта не заставила себя долго ждать. В 1957-м году выходит фильм Ивана Правова "Во власти золота" по произведениям Мамина-Сибиряка, где Чекмарёв играет одну из главных ролей, Ивана Тимофеевича Засыпкина.
И снова роль отрицательная. Он, занимается своего рода мошенничеством, обманом завладевая чужими приисками. Дочь главного героя, пострадавшего от его рук, выходит за него замуж, рассчитывая отомстить за отца. Фильм заканчивается трагически для всех, в том числе и для героя Чекмарёва. И все это под тревожную музыку, которую любили использовать в экранизациях в 40-50-е годы советские режиссеры.
С 1958-го года Чекмарёв начинает сниматься очень активно. Выходят по несколько фильмов в год и такая интенсивность сохранится у актера до конца 70-х.
И у него, наконец, появляется небольшая, но положительная роль доктора, приходящего лечить больную девочку. Фильм "Андрейка" (1958) режиссера Николая Лебедева повествует о судьбе мальчика в короткий период безвластия при Временном правительстве.
В этом же году Чекмарёв снимается в знаменитом фильме "Добровольцы" Юрия Егорова о комсомольцах-энтузиастах. Снова отрицательный персонаж по фамилии Оглотков, но на этот раз не преступник и расхититель, а просто бюрократ и перестраховщик. Узнаваемый типаж, часто тиражируемый в кино многими режиссерами.
И первая главная роль приходится тоже на 1958-м год, пусть этого всего лишь короткометражный фильм. Экранизация рассказа О’Генри "Коловращение жизни" режиссером Иосифом Шапиро.
Виктор Константинович предстает в образе провинциального американского судьи, страдающего от безделья в штате Теннесси. Ему предстояло развести двух немолодых супругов, создающих друг другу массу проблем. Обычная история. Пьяница муж, сварливая жена. Красноречие судьи, его умение сформулировать сложно, что на самом деле было просто, вызывало только улыбку. Его желание получить с супругов, а затем и бывших супругов пошлину в пять долларов, все-таки было осуществлено, что позволило ему, наконец, занять свое место в салуне.
Особенно комично выглядит музыкальный номер, когда персонаж Чекмарёва танцует и поет с пятидолларовой купюрой. Забавный фильм и на удивление приличные декорации, создающие ощущение аутентичности американской жизни.
Еще одна роль из редкого ряда положительных в 1959-м году сыграна Чекмарёвым в фильме "В твоих руках жизнь". В городе во время строительства было обнаружено целое захоронение реактивных снарядов. Вызывают военных для разминирования. Один из них, полковник Михаил Иванович.
Это наш Виктор Константинович Чекмарёв. Неожиданное решение режиссера Николая Розанцева пригласить на эту роль такого актера. Тихий, мягкий, совсем не командный голос, мундир полковника и нашивки за ордена и ранения. Странное сочетание. И именно герою Чекмарёва предстояло сделать правильный выбор, как ликвидировать остатки боеприпасов в жилой зоне. Фильм полный драматизма, но со счастливым финалом.
Трехсерийная картина "Поднятая целина" по одноименному роману Шолохова была снята режиссером Александром Ивановым в период 1959-1961 гг. Виктор Чекмарёв занят в одной из главных ролей. Снова отрицательный персонаж для нашего актера и на этот раз, Виктору Константиновичу выпало изображать из себя честного колхозника и при этом скрытого врага советской власти и коллективизации Якова Островнова.
В данном случае никаких сомнений насчет правильности выбора Чекмарёва на эту роль нет. Он просто готовый типаж деревенского кулака. Хитрого, изворотливого, набожного и при этом блестяще говорящего на языке того времени. "Боюсь обкулачат, побей бог".
В 60-е годы актер активно снимается в кино. Играет царских офицеров, немецких диверсантов, помещиков и конечно бюрократов.
В фильме "Понедельник – день тяжелый" (1963) Ивана Лукинского, Чекмарёв изображает типичного мелкого бюрократа, показывая его со всех сторон жизни. Все дело в том, что тот ошибочно предполагает свое повышение по службе и ввиду этого раньше времени задирает нос. В конце фильма все встает на свои места и наш бюрократ Яков Михайлович Каблуков с больших высот падает на грешную землю, едва перенеся такой удар. Роль комичная и талантливо сыгранная.
В эти годы выходит немало фильмов с участием Виктора Константиновича, но в основном это роли второго плана или эпизоды. Большая работа выпадает Чекмарёву в кинокартине "Угрюм-река" (1969), экранизации одноименного романа Вячеслава Шишкова, сделанной режиссером Ярополком Лапшиным на его родной Свердловской киностудии. Петр Данилыч Громов, которого играет Чекмарёв, унаследовав от отца крупное состояние, нажитое разбоем, вкладывает деньги в промысел и торговлю, и снаряжает своего сына Прохора в дальний путь по сибирской тайге, с целью разведать новые возможности для их предпринимательской деятельности.
Образ Петра Даниловича во многом напоминает Ивана Засыпкина из фильма «Во власти золота». Тот же властный, быстро разбогатевший человек, привыкший, чтобы ему подчинялись. Одним словом, суровый сибирский промышленник.
В 70-е годы актер не сбавляет обороты, снимаясь в среднем в двух фильмах в год. Персонажи в основном те же, что и раньше, лавочники, приказчики, кулаки, помещики, аферисты. Среди заметных ролей, большая работа в популярном четырехсерийном детективе "Человек в проходном дворе" (1971) режиссера Марка Орлова. Генрих Осипович Буш, работник мебельной фабрики, друг убитого Григория Юшкова. Следы преступления напоминают о военном времени и Буш один из подозреваемых в убийстве. Учитывая послужной список актера, приучившего зрителя к отрицательным ролям, персонаж Чекмарёва на протяжении всего фильма вызывает подозрения. Вполне возможно, что режиссер рассчитывал на это, когда приглашал Виктора Константиновича на эту роль.
Лишняя интрига для детектива не помешает. Однако, все подозрения напрасны, убийца совсем другой человек, а Генрих Буш вполне безобидный персонаж.
Никак не обойти вниманием и другую известную роль, будто созданную для нашего героя. Кулак Ерофеев из "Бронзовой птицы" (1973-1974) режиссера Николая Калинина, из трилогии по книге Анатолия Рыбакова, будто писался с Чекмарёва. Это не просто пронырливый деревенский житель. Той же характеристикой можно было бы наградить и другого кулака, в исполнении Льва Дурова в фильме "Джек Восьмеркин – американец", но вот поменять их местами никак не получилось бы. Слишком разные они по темпераменту, а, следовательно, каждый на своем месте обоснованно.
Кулак Ерофеев получился обаятельный и из той породы людей, которые делают свои дела, незаметно для других, но с неизменным для своего кармана положительным результатом.
Во второй половине 70-х у Чекмарёва роли в основном небольшие, среди которых выделяется участие в фильме "Выстрел в спину" (1979) режиссера Владимира Чеботарёва. Имя персонажа Семен Семенович Семенов, подпольный делец, цеховик, и не простой, что было бы для Чекмарёва не характерно, а философствующий. Даже находясь при смерти, он не забывает про дела и думает о последствиях своих махинаций.
Последней ролью актера была крохотная работа в фильме "20 декабря" (1981) снятого Григорием Никулиным (старшим).
После актера остались не только его фильмы, но и картины от его увлечения рисованием.
Это был замечательный Артист и мы всегда будем помнить его.
Спасибо за внимание.
Другие публикации из этой рубрики: