Эссе называется “Ностальгия”, поскольку автору чрезвычайно тоскливо от мысли, что мир НАСТОЯЩЕГО уходит в прошлое, а мир ФАЛЬШИВОГО заполняет собой всё пространство души. На сегодняшний день культура общества превращается в пустую картонную коробку, яркую по окрасу, с рекламным лейблом, обещающим многое, но плоскую по своей сути. Человек в поисках счастья продает не только свою свободу, но и то, что делало его человеком.
В документальном фильме Янна Артюса-Бертрана “Дом” есть фрагмент, в котором показываются вырубленные леса Индонезии и поля, напоминающие человеческие скелеты. Когда автор фильма взял интервью у одного из работников плантаций в его доме на реке, и спросил, знает ли крестьянин о чудовищной экологической катастрофе, которая произошла на его родине из-за вырубки лесов, тот ответил: “Вам легко говорить, сидя в вертолете. А я весь день на тракторе, мне семью кормить надо”. В его традиционной хижине, стоящей на красной от глины реке (из-за вырубки лесов глина насыщает воду, от чего умирает рыба), на стене висел телевизор с жидкокристаллическим дисплеем, привязанный к спутниковой тарелке, а его жена с младенцем на руках смотрела американский сериал. Индонезиец мечтает о западном укладе жизни, и потому вынужден уничтожать собственную страну в угоду тех государств, которые навязывают ему эти ценности. Крестьянин добровольно отказывается от корней с надеждой на “лучшую” жизнь. Трудно представить, как много таких людей живет на планете. Они в борьбе за статус и высокий уровень жизни опустошают страну, ее разнообразие, богатство. Их культура сдавливается, упрощается, становится примитивной под натиском легких и доступных культурных ценностей западного потребительства. Посмотрите этот фильм, он представлен ниже. Фрагмент с индонезийцем на 23 минуте фильма.
Традиционное общество в учебниках по экономике, социологии и обществознанию сейчас характеризуется, как отсталое, не приспосабливающееся к резким климатическим и политическим переменам. Согласно авторам, такое общество производит незначительное количество экономических благ, которые не могут удовлетворить минимальные потребности людей, и поэтому человечеству в таких условиях приходится бороться за жизнь, преодолевать первозданные силы природы, из года в год с надеждой на лучшее работать на пределе своих сил и возможностей. А потому люди такого общества не развиваются, тратят время всей своей жизни на рутинный труд ради выживания. Это удобная характеристика для тех, кто владеет крупнейшими капиталами. Она подчеркивает, что прогресс обязательно должен следовать по пути капитализма, рыночной системы, урбанизации, информатизации, за счет массового производства товаров и услуг. Такое определение навязывает людям мысль о том, что в условиях капитализма, в постиндустриальном обществе, не все должны трудиться, что можно жить, ничего не производя, что “успех” достигается путем получения богатства и “экономической независимости”.
Действительно, ради чего живет человек сейчас? Когда ребенок растет, ему говорят: “Чтобы жилось легко, нужно получить образование”. Некоторые слушаются и старательно учат школьные уроки, тянут руки и поспешно отвечают учителю из-за парты, трудятся 11 лет в школе, затем 6 лет в университете, а особенно старательные ребята заканчивают дополнительные образовательные учреждения (музыкальные, художественные школы). Они ищут работу, либо получают ее по блату, и затем изо дня в день прокладывают путь сквозь должностные тернии к повышению, высокой заработной плате. Всё это делается ради ощущения успешности, дорогой цифровой и бытовой техники, хороших апартаментов, престижного автомобиля и т.д. Некоторые даже мечтают о семье, построенной на стереотипах, штампуемых в киноиндустрии и рекламном бизнесе. Большинство детей быстро теряют интерес к образованию после первых неудач, ищут обходные пути, которые общество легко предоставляет. Нужен школьный аттестат? Учителя, скрепя сердце, “нарисуют” оценки, школа переведёт из класса в класс, пока ребенок не получит заветный документ. Систему Единого государственного экзамена обойти легко, достаточно набрать проходной балл, не напрягаясь, или подглядеть шпаргалку в кабинке туалета. Дальше “взрослый” человек живет за счет родителей, потребительских кредитов в банке, перебиваясь заработками в калейдоскопе трудоустройств. Временные отношения, статусы в интернете, неудачные попытки начать бизнес, незапланированные дети и алиментные выплаты, погоня за роскошью, которая заканчивается самообманом… Как мало в этом духовности! Это и есть то прогрессивное общество, о котором так смело заявляют политики и бизнесмены?
Ради чего жил человек традиционного уклада? Ради выживания? Нет! Его жизнь во много раз содержательнее. Его календарные годы состояли из народных и религиозных праздников, каждый из которых включал в себя массу необходимых для общества знаний, обрядов, действий. Его мир был наполнен мифами, волшебством, верой в в сверхъестественные силы, которые, помимо воли человека управляли миром. Это сдерживало общественное стремление к бесконечному потребительству, заставляло человека искать красоту и гармонию в окружающей действительности, полноценнее понимать себя, ведь он не хозяин природы, он ее часть. Но также человек - это великий замысел, который должен раскрываться через труд, преобразовательную и созидательную деятельность. Всё вокруг в таком обществе наполнено символами: небесные светила, времена года, флора и фауна, слова, архитектурные строения, природные явления... Люди оттачивали свое мастерство десятилетиями, чтобы создать предмет, достойный названия “шедевр”! И делалось это не ради золота, хотя такой труд и оплачивался достойно. Для человека это был сложнейший духовный путь. Представьте себе ремесленника-ювелира в Киеве, который тысячу лет назад, с использованием самых грубых мелких инструментов, без увеличительных стекол смог создать такое чудо!
Сам процесс создания украшения, песни, что он пел в труде, молитвы, что возносил, каждое движение были гармоничным сплетением высшего человеческого чувства - любви.
Сегодня люди ищут этот духовный путь, но они не могут его найти, потому что не обладают нужным “нравственным фундаментом”. А пустоту в душе нужно чем-то заполнить. Современный человек, пытаясь проявить творческую индивидуальность и обрести истинное “Я”, увы, уподобляет себя другим согласно заранее предписанным шаблонам. Например, покрывает тело татуировками без ритуального и статусного значения, или красит волосы на голове в немыслимые цвета, или создаёт популярную страничку в социальной сети, выкладывая свою идеализированную, приукрашенную жизнь на всеобщее обозрение.
Люди теперь увлечены своим цифровым образом гораздо больше, чем внутренним содержанием, а наполнять себя некогда - нужно пропустить через разум и сердце сотню-другую интернет-публикаций, видеороликов, фотографий, игр и мемов. В итоге современный человек с трудом может сосредоточить свое внимание на важных предметах дольше одной минуты. Привычное уверенное движение большого пальца (с вывернутой фалангой у девушек - из-за накладного ногтя) - единственное, что человек сегодня может довести до абсолютного совершенства. Следующее видео наглядно отражает мою мысль, но не рекомендую смотреть долго - это может нанести психологическую травму.
Ввод дистанционных образовательных программ в современной школьной системе усугубило положение книги. Книга, являющаяся результатом величайшей культурной революции человечества, сознательно вымещается цифровым “выверенным” потоком упрощенной, не требующей критического анализа информации. Книга теперь популяризируется, как универсальный подарок, украшение гостиной, или модный китч для узкого круга псевдоинтеллектуалов, приверженцев молодежных течений субкультуры.
Наши дедушки и бабушки, родители, люди моего поколения относились к книге с трепетом с самого детства. Она открывала для нас таинственный и необъятный мир, наполненный чудесами. Мы бродили невиданными секретными тропами, проникали через океаны в самые отдаленные уголки планеты, переживали чувства, по собственному опыту нам недоступные.
Я помню, как в детстве часами разглядывал иллюстрации в книгах арабских, русских и германских сказок, как с упоением разбирался в хитросплетениях классических детективов, как затягивали меня мысли и переживания Льва Николаевича Толстого в произведении “Детство” (книга найденная мною дома, была очень старая, и страницы хрустели на кончиках пальцев). Я залпом прочитал все 20 томов о Тарзане, все классические и фантастические романы и повести. Запах новой книги, и те колоссальные знания и опыт, которые она готова была дать - одни из самых ярчайших воспоминаний моих детства и юности. Книгу всегда можно было найти в серванте, под кроватью, в шкафу, на балконе у родственников и друзей. Потрепанная старая обложка могла скрывать драгоценное содержание. Таким стала для меня повесть о летчике Мересьеве, который проявил нечеловеческие усилия, чтобы без ног, в тылу врага преодолеть огромное расстояние сквозь зимний лес и снова сражаться на священной для страны войне. Книга была ободранная, со слипшимися страницами, служившая подпоркой для кривого старого стола. Она робко открыла всю затаенную мудрость, которую припасла для сотен детей.
Язык - носитель культуры. По речи человека можно определить уровень развития общества. В языке закодированы основные ценности народа, его исторический путь. Музыка проговариваемых слов - это уникальная национальная композиция, которая должна звучать, как песня, отражая темперамент и характер народа. К сожалению, в современном российском обществе идет тенденция к максимальному упрощению передаваемых мыслей образами, заимствованными из других языков, жаргонными словечками. Если раньше такое явление было присуще молодежи, то сейчас так говорят почти все. В дневное и вечернее время на улицах города все чаще слышишь нецензурную лексику, которая используется не в качестве брани, а как способ передачи мыслей человека. Иногда кроме мата вообще ничего не слышно. Как тяжело теперь человеку подбирать слова и выстраивать из них предложения, сколько усилий требуется, чтобы передать сложное чувство! Если люди так говорят, значит, так и мыслят. Примитивная форма изложения понижает интеллектуальные способности человека.
Возьмем пример переписки современных людей.
А теперь сравним с письмом невесте за авторством Виссариона Белинского, выдающегося литературного критика XIX века.
"Петербург, 7 сентября 1843 года.
...Вчера я был как на углях, рассчитывая, в котором часу должны вы получить мое письмо. Я не могу видеть вас, говорить с вами, и мне остается только писать к вам; вот почему второе письмо мое получите вы, не успевши освободиться из-под впечатления от первого. Мысль о вас делает меня счастливым, и я несчастен моим счастьем, ибо могу только думать о вас. Самая роскошная мечта стоит меньше самой небогатой существенности; а меня ожидает богатая существенность: что же и к чему мне все мечты, и могут ли они дать мне счастье? Нет, до тех пор, пока вы не со мной, — я сам не свой, не могу ничего делать, ничего думать. После этого очень естественно, что все мои думы, желания, стремления сосредоточились на одной мысли, в одном вопросе: когда же это будет? И пока я еще не знаю, когда именно, но что-то внутри меня говорит мне, что скоро. О, если бы это могло быть в будущем месяце! <...>
Скажите: скоро ли получу я от вас письмо? Жду — и не верю, что дождусь, уверен, что получу скоро — и боюсь даже надеяться. О, не мучьте меня, но ведь вы уже послали ваше письмо, и я получу его сегодня, завтра! — не правда ли?
Хоть на минуту увидать вас, долго, долго посмотреть вам в глаза, обнять ваши колени и поцеловать край вашего платья. Но нет, лучше дольше, как можно дольше не видаться совсем, нежели увидеться на одну только минуту и вновь расстаться, как мы уже расстались раз. Простите меня за эту болтовню; грудь моя горит; на глазах накипает слеза: в таком глупом состоянии обыкновенно хочется сказать много и ничего не говорится, или говорится очень глупо".
Если уважаемый читатель считает, что сравнивать нельзя из-за профессиональной деятельности критика, мол, его письмо превосходило по форме и содержанию письма современников, то представляю еще письмо неизвестного мужчины понравившейся ему особе в XIX веке:
"Я надеюсь, вы простите мне мою самонадеянность в том, что я пишу вам без вашего на то разрешения, и я уверяю вас, что достал перо лишь из необходимости раскрыть вам свои чувства и свои чаяния. Полагая, что оказанное мною внимание в некоторой мере уже подготовило вас к возможному подобному проявлению чувств в будущем, я бросаю сейчас себя к вашим ногам, умоляя о любви! Насколько я знаю своё собственное сердце , оно прочно привязано к вам . Согласны ли вы ответить мне, и сделаете ли вы это? Я буду у вас этим вечером и надеюсь быть встреченным ободряющей улыбкой. Прощайте и до встречи , …"
Уважаемый читатель, почувствовали ли Вы разницу в культуре речи современного человека, и человека прошлого, который ценил книгу и берёг богатство своего языка? Представляю еще одно признание, не требующее комментариев. Уверен, читая, Вы будете повторять эти строки наизусть:
Я к вам пишу — чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.
Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Все думать, думать об одном
И день и ночь до новой встречи.
Но, говорят, вы нелюдим;
В глуши, в деревне всё вам скучно,
А мы… ничем мы не блестим,
Хоть вам и рады простодушно.
Зачем вы посетили нас?
В глуши забытого селенья
Я никогда не знала б вас,
Не знала б горького мученья.
Души неопытной волненья
Смирив со временем (как знать?),
По сердцу я нашла бы друга,
Была бы верная супруга
И добродетельная мать.
Другой!.. Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я!
То в вышнем суждено совете…
То воля неба: я твоя;
Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан богом,
До гроба ты хранитель мой…
Ты в сновиденьях мне являлся,
Незримый, ты мне был уж мил,
Твой чудный взгляд меня томил,
В душе твой голос раздавался
Давно… нет, это был не сон!
Ты чуть вошел, я вмиг узнала,
Вся обомлела, запылала
И в мыслях молвила: вот он!
Не правда ль? Я тебя слыхала:
Ты говорил со мной в тиши,
Когда я бедным помогала
Или молитвой услаждала
Тоску волнуемой души?
И в это самое мгновенье
Не ты ли, милое виденье,
В прозрачной темноте мелькнул,
Приникнул тихо к изголовью?
Не ты ль, с отрадой и любовью,
Слова надежды мне шепнул?
Кто ты, мой ангел ли хранитель,
Или коварный искуситель:
Мои сомненья разреши.
Быть может, это все пустое,
Обман неопытной души!
И суждено совсем иное…
Но так и быть! Судьбу мою
Отныне я тебе вручаю,
Перед тобою слезы лью,
Твоей защиты умоляю…
Вообрази: я здесь одна,
Никто меня не понимает,
Рассудок мой изнемогает,
И молча гибнуть я должна.
Я жду тебя: единым взором
Надежды сердца оживи
Иль сон тяжелый перерви,
Увы, заслуженным укором!
Кончаю! Страшно перечесть…
Стыдом и страхом замираю…
Но мне порукой ваша честь,
И смело ей себя вверяю…
Из произведения "Евгений Онегин", А.С. Пушкин
В этих словах столько глубины, тревоги, любви, одиночества, робкой надежды! Как полно люди раньше это осознавали, насколько духовно богаче они были по сравнению с нами!
Можно задаться совершенно другим вопросом, который приведет нас к неутешительным выводам: “Во что сейчас играют дети?” Игра - один из основополагающих видов деятельности. Она формирует человека, учит его решать жизненные задачи, развивает в нем определенные правилами навыки, делает гибким мышление. Игра увлекает и детей, и взрослых; полезна для тех, и других. Подробно об этом я писал в статье “Философия игры”, она есть на этом сайте.
Дети сейчас не знают во что играть, когда, наконец, покидают компьютерные кресла и отрываются от экранов смартфонов. Игра для любого современного ребенка - это виртуальное развлечение. Для некоторых детей - спортивное. Но игра - нечто большее.
Раньше дети придумывали сотни игр с многочисленными правилами и отступлениями от них в случае надобности без дополнительных “костылей” в виде дорогих игрушек или цифровой техники. “Репка”, “Лапта”, “Прятки”, “Соловьи-разбойники”, “Салочки”, “Резинки”, “Взятия снежного городка”, “Набивалки”, “Квадрат” и т.д. Игры носили массовый характер, каждый ребенок разбирался в хитросплетениях разноуровневых правил, каждый развивал меткость, ловкость, скорость, смекалку.
Я помню, как мы во дворе из песка и снега строили огромные города, которые заселяли моделями людей, автомобилей, животных. Мы решали инженерные вопросы, чтобы мосты, тоннели и высокие дома стояли долго. Снежные крепости строили на кучах, сваленных бульдозерами, они включали в себя не только стены, но и ловушки (натянутая пленка, закрепленная камнями и спрятанная под насыпным снегом над вырытой ямой), потайные ходы, тоннели, запасы снежков, которыми отбивались защитники крепости. Чтобы выиграть в игре “Резинки”, требовалось без остановки прыгать сотни раз разными способами через натянутые резинки. Чтобы найти “разбойников”, нужно было искать метки, оставленные куском мела и веточками, и хорошо разбираться в местности. И это - лишь вершина айсберга, помимо игры в футбол, волейбол, баскетбол, пионербол, догонялок, купаний в реке, велосипедных гонок, рыбалки, походов, строительства штабиков, создания корабликов и других игрушек из подручных материалов…
Чем увлечен современный ребенок? Сетевой игрой, например: Minecraft, Dota, Counter-Strike GO, World of Tanks и т.д. Да, чтобы преуспеть в этих играх, необходимо разбираться во внутриигровых правилах, развивать навык прохождения серии виртуальных препятствий. Но ребенок просиживает за экраном монитора недвижимо, не развивает социальные навыки и компетенции, становится малоприспособленным к дальнейшей жизни. То же касается и сюжетных одиночных игр, и аркад на смартфоне. Игра превратилась в виртуальное развлечение, и реальный мир ребенку постепенно становится неинтересен.
Есть еще тенденции современного мира, которые не дают мне покоя. Музыка уходит из жизни человека, ее заменяют функциональные ритмические сочетания, синтезированные на компьютере и произрастающие на низменных животных инстинктах. Раньше песня сопровождала человека всегда: в труде, в пути, в долгие зимние вечера и летние ночи. Голос человека являлся лучшим и самым чистым инструментом, доступный любому. Каждый знал десятки веселых и лирических песен, и умел петь на разные голоса. Разрывающие душу чувства и эмоции выстраивались в хоре голосов в тонкую линию, сливающуюся с горизонтом жизни. Очень хорошо явление представлено в советском мультфильме "Жил-был пёс".
Те, кто были лишены возможности прикасаться к народной песне, стремились к академической, “высокой” музыке. Либо слушали ее с удивительным постоянством на званых вечерах, концертах, либо сами учились музицировать на инструментах. Музыка - уникальный язык общения, это душа каждой эпохи. Не зря по музыкальному мотиву, форме и окрасу можно определить время создания композиции. Сейчас музыка носит совершенно другой характер. Люди знают мало песен, слушают музыку в качестве функционального мотиватора к действию, заполняют ею пустые временные пространства в дороге, во время тренировки, или скучной однообразной работы. Музыка стала частью шоу, конвейера по эпатажу и зарабатыванию денег. Человек по-настоящему почти не поет. Человек почти перестал слышать музыку.
Я чрезвычайно сожалею, что мир превращается в нечто пошлое и примитивное, и, с надеждой взирая на тех, кто видит всё это, призываю не только задуматься, но и приложить все силы по сохранению того богатого наследия, что оставили нам тысячи поколений прошлого. Призываю к духовности и чистоте, к стремлению трудиться, любить, верить. Призываю Вас быть человеком.