Начало августа. Горячая и ответственная пора у учителей, потому что ожидается приёмка школы, а следовательно, и классных комнат или кабинетов. Так сложилось в работе большинства школ, что учитель должен сам организовать ремонт своего класса. Хорошо, если есть классное руководство и отзывчивые родители, которые, конечно, не должны помогать в ремонте – ни физически, ни финансово, но, тем не менее, они стараются помочь классному руководителю, так как хотят, чтобы их дети учились в чистом и аккуратном помещении или даже - красивом.
Здравствуйте, уважаемые читатели! Пребывание на заслуженном отдыхе постепенно, я подчёркиваю, ПОСТЕПЕННО освобождает учителя-пенсионера от ощущения, что тебе надо бежать в школу и приводить кабинет в порядок перед приёмкой школы, как 38 лет подряд. Но месяц август так или иначе напоминает о школьных заботах. Читаю ВКонтакте:
Господи, сколько же было этих ремонтов на моём веку. Разве выбросишь из памяти все трудности, финансовые траты, волнения и унижения! Я уже не говорю о работе и днём, и поздно вечером во время своего отпуска.
А как могло быть иначе? В июне, когда обычно ещё работаешь, в кабинете располагается один из отрядов летнего пришкольного лагеря. А, если даже и не располагается, красить в июне нельзя, потому что в школе идут экзамены, или отдыхают дети в оздоровительном лагере.
Ремонт переносится на июль или начало августа, а это – твой законный отпуск. Но роптать не приходится по двум причинам – не желательно получить выговор от администрации и не хочется работать в затрапезном кабинете.
Денег на ремонт, как сообщала нам администрация, выделяли всегда ОЧЕНЬ МАЛО. Иногда школу снабжали краской и нам её выдавали. Помню, что в начале 90-х пошла мода на обои на стенах. Пожарные в то время не возмущались. А наша директриса, Заслуженный учитель РСФСР, заставила техничек и нас, учителей, оклеить обоями стены классов и коридоров. Обои закупались администрацией. Школа была опорной, принимала областные семинары, и всем всё нравилось. Потом опомнились пожарные службы, и требования к стенам изменились.
Вернусь к ремонту. Беру только свои выпуски. С 1984 года ремонт делали вместе со старшеклассниками, помогали технички и в редких случаях - отдельные родители-добровольцы. Начиная с середины 90-х и по 2008 год, стали активно помогать родители, в том числе и финансово (родительский комитет собирал ежемесячно небольшие деньги на нужды класса, родители приходили, и мы вместе клеили обои, красили парты).
В следующем выпуске родители к ремонту отнеслись более разумно и рационально: они собирали деньги, я искала исполнителей, платила им родительскими деньгами и отчитывалась перед родителями уже выполненной работой.
В отдельные годы, когда не требовался тщательный ремонт, мы обходились тем, что красили столы и стулья школьной краской. Да, да… в моём кабинете до моего ухода в 2020 году стояла мебель 1984 года – деревянные столы и стулья, которые я берегла и ими даже гордилась. Я так привыкла к ним, что мне было удивительно, когда на вечерах встречи выпускники прошлых лет возмущались убогим видом родного мне кабинета.
Но вот я решила поработать последние годы без классного руководства, и администрация довольно лояльно приняла моё решение. Это был 2016 год. Родителей последнего выпускного класса я не обременила тратами на ремонт классной комнаты перед их уходом, потому что им и без того хватало расходов в 11 классе. И за своё «благородство» мне пришлось платить и в прямом, и в переносном смысле.
Ремонт кабинета лёг полностью на мои плечи. Обои, которые по-прежнему оставались в кабинете до 2016 года, нужно было всё-таки снимать, а стены выравнивать и красить.
Три дня я сдирала обои, стоя под потолком. Потом за свои деньги, естественно, закупила краску, кисти, щётки и начала красить. Я уже не помню точно, но перед покраской наносила слой ещё чего-то для выравнивания стен. Думаю, что суть статьи не в этом.
В какой-то момент завхоз школы пожалел меня и притащил мне немного краски из школьных запасов, потому что своей мне не хватало. Он же и попросил техничек помочь с покраской, на что они отреагировали не очень радостно.
Но я заверила их, что за работу заплачу, что и сделала. В итоге, ремонтом занималась около недели во время отпуска, потратила четыре тысячи личных денег. Благодарности ни устной, ни письменной не получила.
Когда директор увидел отремонтированный класс, единственной его реакцией была фраза: «В. В. почему-то любит холодные тона». Стены кабинета, столы и стулья были у меня светло-голубого цвета.
В последние годы я красила только столы и стулья. Для этого покупала краску, кисти и валик. Если сама ленилась, то просила техничек за определённую плату.
Знаете, мои читатели, вполне возможно, что если бы я не взялась сама ремонтировать кабинет, то его бы в конце концов кто-нибудь отремонтировал. Через год, через два, но вопрос бы решился. Меня ведь никто не заставлял. Это была чисто моя инициатива. Просто хотелось прийти 1 сентября в красивый класс и вести уроки с хорошим настроением.
Знаю, что у моих коллег хватает забот, потому что наверняка существуют подобные проблемы. У кого-то их больше, а у кого-то меньше. Хотелось бы узнать, есть ли такие школы, где ремонт классной комнаты не касается учителя.
Спасибо за внимание. Пишите комментарии. Здоровья всем, оптимизма и бодрости духа!