Найти в Дзене
Ян Ви. Не для всех...

Серия 3. «Дамы в школе и рядом...». Тексты 601-650

601. Есть некоторая тенденция в музыкальных школах: преподаватели женщины всегда живут строго по правилам и расписанию занятий, правда, в большинстве случаев, они сами же их и устанавливают, и изменяют их под своё удобство. При этом, пожелания и соображения других участников учебного процесса в расчёт не берутся, так как к сугубо индивидуальному педагогическому делу никакого отношения иметь не могут…

602. Как известно, «прелесть» многих молодых преподавательниц музыкальных школ исходит не только от их дремучести и невежества в музыкальной педагогике… Любопытство к ним старших коллег, в значительной степени объясняется ещё и тем, что их неукротимая жажда жизни, часто перехлёстывает через край, даже если этого никто не видит…

603. Если женщина педагог имеет в себе мужские педагогические добродетели, то её ученикам от этого приходит только образовательная выгода. Но, если она не имеет оных, то ей лучше оставаться той, кем она является от природы, и не терять время на «поиски» чего-то педагогически мужского в себе, или искать для себя какой-то женской выгоды через мужское педагогическое в себе…

604. Директор одной славной музыкальной школы растлевал молодых преподавательниц бесстыдными уверениями в благости и благоприятных перспективах педагогического труда в вверенном ему образовательном учреждении, а бывалым женщинам педагогам кружил голову фальшиво-почтительным профессиональным уважением и фальшивой социальной заботой о них…

605. Преподавательницы, конечно должны ходить в концертные и театральные залы, но жить в них могут только чудачки из них. И это, отметим, – ещё очень мягко сказано…

606. Интересно, а распространяется ли женское непостоянство, о котором так много и упорно говорят все мужчины с древних времён, на современную музыкальную педагогику? И в чём именно оно тогда будет выражаться, и как будет проявляться?..

607. Странные вещи иной раз можно встретить в музыкальной школе. Например, когда какую-либо преподавательницу охватывает страстное желание что-либо сделать полезное для школы, то на эту педагогическую инициативу, часто, никто даже и внимания не обратит… Но, бывает и так, что школа сама проявляет инициативу в чём-то образовательном, но на неё нет положительного отклика у педработников. То есть, сплошь и рядом происходит: когда школа хочет, то работники не хотят, а когда работники хотят, то школе это ни к чему… Парадокс, да и только… Хотя…

608. Порою, никак не удаётся отделаться от мысли, что некоторые женщины коллеги, и не только они одни, определённо испытывают большое удовольствие от выставления коллег мужчин дураками, какими-то грубыми и неотёсанными, мягко сказать, недоумками и самыми последними недоразумениями на свете. Правда, для чего это им надо – ещё никто толком не объяснил, как не объясняют это нам и сами женщины. Дураки, и всё! Хотя...

609. Если во всём чёрном вы поедете на чёрном авто и вам дорогу перебежит чёрный кот, то это ещё совсем не означает, что из этой совокупности чёрного под руку, проблемы будут только у вас! У кота и авто – могут быть свои… Но если дома у вас нет апельсинов в вазе, то будьте уверены: это является определяющим обстоятельством в ожидании чего-либо неприятного, и чаще всего – отсутствие денег на нужное…

610. То сопротивление в отстаивании достижений детей своего класса, которое часто оказывает женщина педагог своим коллегам по отделу, говорит не столько об её добродетельности в педагогических намерениях по отношению к своим ученикам, сколько об её опытности в общении с непонимающими её и ничего в музыке братьями по цеху…

611. Дорогие молодые мужчины! Когда коллега женщина сияет, придя на работу, – не интересуйтесь поводом к её сиянию, а скромно и молча также начинайте сиять… Это будет лучшим из лучшего в вашем поведении в данный момент… Только не следует её превосходить своим сиянием, так как оно может быть истолковано дамой совсем не естественно, а совершенно неожиданным для вас образом… Давно известно, что превосходить женщину, и в школе в том числе, – всегда опасно…

612. Психологи утверждают: надо быть всегда позитивным. Но как школьный негатив может выглядеть позитивом? Психологи не учитывают работу преподавательниц в ДМШ, а потому их рекомендации нередко пусты…

613. Если вам надо выбирать между умом и красотой коллеги преподавательницы, то при этом неплохо понимать, что всегда лучше, когда красивая будет только в роли платонической дамы сердца в школе, а умная – в роли настоящего и серьёзного профессионала и друга-коллеги. Так, в большинстве своём, устроено в них от природы… Хотя…

614. Порою так и кажется, что с женщиной преподавателем музыкальная школа никогда не умрёт, что именно с нею и связана вечная жизнь музыкальной педагогики в отечественном мире...

615. Если преподавательница хочет в школе общаться только на языке правды, и ни на каком другом, то ей, прежде всего, разумно было бы приучить себя к вкусу прокисших и прогнивших помидор!..

616. Похоже, что все женщины в музыкальной школе, без разбора, заслуживают одних только комплиментов, так как в каждой из них есть что-то благородно-восхитительное… Например, разве можно остаться равнодушным к изяществу и грации молодых преподавателей балерин? А как прелестны сидящие за роялем пианистки в коротких юбках, несмотря даже на перепутанные ими в исполнении Шопена педали?..

617. Если вы ещё до сих пор не нашли своего любимого ученика, то это определённо означает, что вы недостаточно верите в его существование и приход именно в ваш класс…

618. Женщина педагог всегда долго будет хранить память о первом своём успешном ученике, если только она не успеет вырастить в классе второго такого же. Чем, обычно, не может похвастать ни один педагог мужчина; ему даже в голову подобная мысль не приходит. Вспоминать кого-то? Подумаешь, дело какое…

619. Философы с древних времён рассматривали женщину как живой источник счастья и мужского вдохновения в жизни, для которого, например, наслаждение женщиной было совсем не на первом месте. Например, В.Г. Белинский[53], так описывал назначение женщины: «Поприще женщины – возбуждать в мужчине энергию души, пыл благородных страстей, поддерживать чувство долга и стремление к высокому и великому – вот её назначение, и оно велико и священно». Ныне же, очевидно, много интереснее видеть в женщине лишь средство для физического наслаждения и только, совершенно не принимая во внимание, и даже пренебрегая тем философским счастьем развития себя вместе с нею, о чём так высоко и загадочно говорили ещё древние…

620. Ну, не удивительно ли в мужчине преподавателе то, что когда на горизонте появляется возможность общения с симпатичной коллегой дамой, как он, даже тонкоразвитого ума, сразу становится ещё умнее? Или тут дело в чём-то другом?..

621. У каждой преподавательницы в педагогической жизни есть свои ученические образцы, знать которые не дано никому, кроме них самих…

622. Мужчины в банном буфете порою говорят, что им известно, по крайней мере, три способа командовать женщиной; ну, да об этом, наверное, знают все… Но вот все ли директора мужчины знают, как в школе управлять успешной женщиной преподавателем, которая является ещё и женой? Этого, похоже, – не знает никто...

623. Много разговоров в школе можно услышать о непостоянстве женщин в любви, в дружбе, в интересах и др. В то же время, почти никаких разговоров об их терпении и, особенно, терпимости их к мужчинам коллегам… Не находите ли вы это странным или, по крайней мере, – удивительным фактом?..

624. Тезис[54] «Женщина женщину скорее поймёт»[55], – давно всем известен. Но вот почему-то у преподавательницы N со своей выпускницей, вообще никакого понимания не было...

625. На вид преподавательнице – сорок, а в педагогике – осьмнадцать…

626. Однажды, делясь впечатлениями о мастер-классе, знающий дам коллега сказал другому: «Конечно лучше, когда проводившая мастер-класс N возмущалась, а то ей бы пришлось скучать с нами…»...

627. О пресловутой тайне женщин давно бы пора прекратить разговоры, так как она живёт не в них, а только в головах мужчин… Хотя…

628. Ни одна женщина педагог в мире не согласится быть простой табуреткой или другой учебной мебелью, которую администрация школы поставила бы в классе с тем, чтобы потом на ней было удобно сидеть всем, кому не лень…

629. Малоизвестный феномен из музыкальной школьной жизни. Как правило, женщина преподаватель по-настоящему раскрывает свои педагогические качества лишь перед теми учениками, которым она доверяет в музыке настолько, насколько доверяет в ней самой себе…

630. Свою дёрганность и нервную растрёпанность иные преподавательницы часто пытаются выдать за душевную глубину своих музыкальных чувств…

631. Убегая от каких-либо учебно-образовательных проблем в школе, главное не выглядеть недостойной звания «преподаватель»…

632. Не стоит подсчитывать среди коллег тех преподавательниц, которые в педагогической профессии доброжелательны и целеустремлённы лишь по глупости, а лучше посчитать тех из них, кто умён в ней. И на поверку у вас выйдет, что в педагогике, впрочем, как и во многих других сферах человеческой деятельности, – все женщины умны, а целеустремлённы и доброжелательны часто бывают не только по глупости…

633. Однажды, философ-моралист Ф. Ларошфуко[56], не без некоторого цинизма, так сказал по поводу женщин: «Порядочная женщина – это скрытое от всех сокровище; найдя его, человек разумный не станет им хвалиться». Вот и в музыкальной школе: неудобно, глупо, да и просто неприлично, выставлять напоказ своё профессиональное мастерство, педагогическую порядочность или прыть. И, конечно, совершенно не стоит унижать как чувство собственного профессионального и педагогического достоинства, так и человеческие достоинства тех, кто будет вынужден присутствовать в школе на подобных «показах»… Это в музыкальной школе считается большой бестактностью…

634. Уважаемые коллеги дамы! Когда вы, готовясь к выходу на сцену, сбрасываете с себя перед музыкальным выступлением одежды страха и скованности, то не забывайте при себе всегда оставлять хоть чуточку стыда – на случай провала…

635. Мы должны знать, понимать и не забывать, что женщины преподаватели бывают в жизни и опасны, но красивые среди них, всё же не так опасны, как те, которые обладают ещё и умственными способностями. Известна женская привычка к мужскому ухаживанию, что совершенно естественно и закономерно, которая, конечно, приносит обеим сторонам какую-то пользу, а может даже и выгоду в школе. Такое лёгкое ухаживание является почти всегда безопасным для мужчины и всегда приятным занятием, особенно, если он в школе не отличается простодушной глупостью... Но способность умных женщин преподавательниц потрафлять[57] профсамолюбию и творческому самомнению малочисленных мужчин преподавателей в школе, привлекая их к себе не сразу разгадываемой лестью, оценками, посулами и др., – вот где есть настоящая опасность и некоторое неудобство в отношениях между разнополыми педработниками. Поэтому, дружить с коллегами дамами в школе – надо тоже с умом…

636. Постоянно поучать и давать советы без предупреждения – удел глупых преподавательниц…

637. Для ваших коллег совершенно не важно, как вы себя чувствуете. Им в школе много интереснее, как вы выглядите в ней…

638. В чём же заключается привлекательная таинственность женщин работающих в музыкальной педагогике? Неужели в том, что однажды подчеркнул в женщинах Лопе де Вега[58]: «Прелесть в женщине, конечно, быть новой и меняться вечно»? Или это слова поэта, влюблённого в жизнь?..

639. Новая директриса на педсовете была краткой, но все успели понять, что она – ещё та набитая дура…

640. Все методисты знают, что хорошие педагоги женщины, даже мужскую игру мальчиков делают более утончённой и изысканной…

641. Если в школу пришёл холостой тридцатилетний мужчина, и не плох собой, то ему не удастся избежать роли «дичи на охоте», на которой коллеги женщины будут соревноваться меж собой в открытии сезона с помощью силков любопытства и многих различнокажущихся приманок. Ум, в этот период, ни для кого, никакого значения не будет иметь… А зря… Хотя…

642. Педагог женщина, желающая походить своей педагогикой на преподавателя мужчину, будет таким же недоразумением природы, как если бы она стала мужеподобной женщиной со стандартным набором аксессуаров, присущим мужчинам  от природы…

643. Один директор школы, отчитывая молодого преподавателя за его нескрываемые ни от кого «школьные шашни», говорил: «С женщинами лучше не дружбу заводить, а просто честно их любить… Поэтому, я вам ставлю на вид…». Что именно, директор ставил на вид, молодой человек не вполне понимал, но переспросить было неудобно; шло производственное собрание…

644. Директриса была человеком противным, но безобидным... По крайней мере, преподавателей идущих на работу, в дверях школы не встречала. Это в школе всегда делала её правая рука… А вот что делали в это время её собственные руки – это была тайна для всех, что и выводило постоянно весь женский педколлектив из равновесия в школе…

645. Молодые преподавательницы! Не стоит удивляться и обижаться, если одна из вас в школе не признаёт творческих успехов другой. Эти недоразумения и нелепости всегда лежали в природе женского отношения к миру, жизни, цене занимаемого вами места в нёй и т.п…

646. Пропащий педагог мужчина – это, как правило, неудобный для педагогической работы алкоголик, который часто бывает и даровитым. Пропащая же женщина педагог – это дама, с которой, бывает, небезынтересно работать в школе, но которой интересуются чересчур многие вне её…

647. Нет хуже мести директрисы, когда её начальственная любовь переходит в ненависть к вам...

648. Очень многие преподавательницы, если не сказать – все, с большим удовольствием подчиняются и следуют моде. Здравого объяснения этой закономерности их поведения – найти трудно. Слабо верится и в то, что следование женщин из музшкол в этом направлении объясняется лишь их умной практичностью, выражающейся в том, чтобы одно и то же содержимое не набивало оскомины, нужно не забывать своевременно менять упаковку… В этом, и правда что-то есть. Но почему всё-таки они так последовательны в общем своём устремлении в моде? Это хотелось бы понять...

649. Наикратчайший путь к разуму упрямой директрисы – тихий объезд, без оповещения её об этом…

650. Иногда, создаётся впечатление: педагоги женщины. по всей видимости больше любят тех учеников, родители которых на них больше тратятся…

[53] Белинский Виссарио́н Григо́рьевич (1811-1848) – русский литературный критик.

[54] Те́зис – кратко сформулированная основная мысль в одном предложении.

[55] Пу́блий Тере́нций Афр (195или185-159 до н.э.) – известный представитель древнеримской комедии.

[56] Ларошфуко́, Франсуа́ де (1613-1680) – известный французский писатель и философ-моралист.

[57] Потрафлять – угодить, сделать по чьему-либо вкусу.

[58] Ло́пе де Ве́га (1562-1635) – испанский драматург, поэт и прозаик.