В воспитании сейчас существует тренд -- растить ребенка счастливым, а не гениальным, в тоже время современные дети перегружены кружками и секциями. По словам Татьяны Черниговской, ученым, чье имя сейчас нераздельно связано с изучением работы мозга, каждому родители нужно узнать своего ребенка, понять, кто он такой. Узнать он слабый или сильный, он быстрый или медленный. Это не значит, что не надо пытаться что-то подправить, но в первый очередь вы должны знать. Возможно ребенок не любит широкую социальную среду, а хочет сидеть в уголочке и что-то делать, так оставьте его в покое. “Но до известной дозы” -- замечает Татьяна Черниговская.
Если ребенок посещает несколько кружков, нужно внимательно посмотреть, с удовольствием ли он ходит на эти занятия или каждый раз бьется в истерике от нежелания туда идти. Если вы видите, что для ребенка занятия в том или ином кружке -- пытка, разумеется, ее нужно прекратить. Понять устремления ребенка можно опытным путем. Причем какие--то занятие ему могут не нравиться в начале, но если интерес вдруг проснулся, надо продолжать.
Если совершенно непонятно к чему тяготеет ваш ребенок, нужно показать его профессионалам. У них есть нюх на талант. Но с другой стороны они же с ребенком не живут. Если родитель уделяет ребенку достаточно внимания, то он сможет разглядеть даже его скрытые таланты.
По словам Татьяны Черниговской, даже если гений занимается любимым делом, это не значит, что ему всегда будет легко. Образование подразумевает некоторую долю принуждения, если не сказать насилия.
Хотел бы привести еще несколько цитат ученого про мозг и гениальность:
Каждый человек рождается с определенной нейронной сетью. Может повезти -- достанется хорошая генетика. Нейронная сеть, с которой мы родились, -- это потенциал. В целом же эта сеть выстраивается на протяжении всей жизни и перестраивается каждую миллисекунду, даже во время сна идет мощнейшая работ.
Многое зависит от того, куда мозг попал. Гений может родиться в любой семье, и не от гениев-родителей. Гением можно только родиться, гения нельзя воспитать. Но родившись гением, им можно не стать. Если неподходящая среда и родители не понимают в чем заключается талант их ребенка.
Многих советских детей родители, можно сказать, насильно водили в оперу. Дется не нравилось, они не понимали этого вида искусства. Вот если бы они слушали оперу с рождения, и родители им объясняли, возможно бы такого отторжения не было, а так… Однако же, по словам Татьяны Черниговском даже в таком насильно приобщении к искусству было нечто положительное -- нейронная сеть это ела-ела и накопила. Некоторые дети, как и сами Татьяна Черниговская, повзрослев, полюбили оперу. Чтобы наслаждаться высоким искусством надо тренировать нейронную сеть, тренировать ухо, тренировать глаз, тренировать тонкое восприятие.