Найти в Дзене
Всем балет!

В балет без профильного образования? Насколько правдива третья часть фильма «Авансцена»

Оглавление

В 2000 году вышел фильм «Авансцена», ставший культовым и объединивший вокруг себя любителей балета. А третью часть 2016 года в русскоязычном интернете можно найти как «Балет. Жизнь на пуантах» — название очень заманчивое и многообещающее. Стоит отметить, что третья часть связана лишь со второй, где раскрыта история Кейт Паркер — танцовщицы без профессиональной подготовки. У Кейт есть младшая сестра Белла, которую она учит танцам. В историях Кейт и Беллы много параллелей, главная из которых — отсутствие профессиональной балетной подготовки.

Герои фильма "Балет. Жизнь на пуантах"
Герои фильма "Балет. Жизнь на пуантах"

Под недавней статьей об Афшине Гаффариане, бежавшего из родной страны ради танцев, один из подписчиков обозначил проблему запрета на профессию «артист балета» в России. Имелся ввиду факт, что взрослые любители не могут работать в профессиональной балетной труппе только потому что у них нет профильного образования:

Но не по половому и возрастному признакам
Но не по половому и возрастному признакам

Затронутая в комментарии тема совпадает с одной из сюжетных линий фильма, в котором героиням дается шанс осуществить мечту, избежав формальностей с образованием. Но возможно ли такое в реальности?

Развитие сильных сторон

И Кейт, и Белла имеют слабое представление о том, что такое классический танец, их фигура не соответствует балетным стандартам, но девушки хороши в современной хореографии. Говорят, что нужно мечтать по-крупному, и героини мечтают о профессиональной балетной труппе, не являясь при этом профессионалами. Но здесь возникает вопрос о том, кто такой профессионал? Тот, кто хорошо танцует или кто имеет диплом о том, что может танцевать?

Как известно, каждый человек в чем-то хорош, в чем-то плох, и важно развивать свои сильные стороны. Не совсем понятно, почему Кейт стремилась в Академию балета, зная, что сильна в современном танце. Наверняка можно было отыскать коллектив по своим способностям и своему стилю, а не страдать из-за своих слабых сторон. С другой стороны, путь за мечтой придал ей новых сил, но на вступительный экзамен в Академию балета в следующем году она не явилась, а нашла свое место в постановке в более близком для себя стиле.

Зачем нужен диплом балетного училища

Но если немного отойти от американского фильма и вернуться к реалиям России, то путь на сцену академического театра во все времена лежал через Театральное училище, в наши дни — через Академию балета или хореографическое училище. Всегда есть исключения из правил, но любительские студии с требованиями уровня профильного учебного заведения либо отсутствуют, либо их очень мало. В прошлом и настоящем классического балета есть успешные примеры поступивших в училище в 18 лет, но это исключения, в которых все равно присутствовала профессиональная балетная школа.

Финальная постановка участников эксперимента
Финальная постановка участников эксперимента

Разумеется, наличие диплома не всегда гарантирует талант и трудолюбие. Но диплом является нижним рубежом, который может преодолеть каждый человек, и это относится к образованию в любой сфере. Диплом становится гарантией, что человек знает базовые вещи, по крайней мере, от него будут этого ожидать, и это его дисциплинирует. Балет — со всех сторон дискриминирующее искусство, начиная от требований к телу и завершая требованиями к «балетным» мозгам, которые могут быть или не быть. Идеальный танцовщик = балетные мозги + диплом училища. Не всегда это совпадает, но при наличии диплома появляется хотя бы шанс попробовать свои силы.

Кто-то скажет, что это неправильно, что любители могут быть очень хорошо подготовлены, и отсеивать их только по отсутствию хореографического образования глупо. Кстати, в фильме «Балет. Жизнь на пуантах» руководители балетной труппы пытаются сломать эту систему и дают шанс танцовщикам других направлений попасть на сцену музыкального театра. Но даже в фильме их привлекают, чтобы сделать современный номер, а не классику.

Диплом училища пропуск на сцену

И все же почему классический танец на сцене академического театра могут исполнять только артисты с профильным образованием? Есть объективные причины, попробуем их сформулировать.

  • чтобы тело соответствовало высоким стандартам балета, нужно развивать его с детства, когда формирование суставов еще не завершено. Тогда же развивается координация, близкая к идеальной. Не случайно создана именно такая продолжительная образовательная программа
  • учебное заведение дает полное погружение в будущую профессию. Если учиться на направлении, не связанном с танцем, и заниматься балетом по остаточному принципу, едва ли можно стать профессионалом. Балет требует полной отдачи, к которому приучает только балетное училище
  • профильное образование дает возможность говорить на одном языке с профессионалами, понимать хореографов и репетиторов с полуслова, ориентироваться в истории балета и музыкального театра. Это дает только восьмилетняя программа обучения

Стоит отметить, что театр — это такая же система, как и любое другое государственное учреждение, и диплом хореографического училища упрощает приём в ряды танцовщиков. Можно сказать, что это продолжение «естественного» отбора, который был на приёме в училище. Можно сколько угодно обсуждать несправедливость этого факта, но если театр будет просматривать всех желающих без хореографического образования, то рискует не добраться до тех, кто учился восемь лет. Более того, это создаст неравные условия для всех желающих трудоустроиться в театр, что в корне неправильно: старт должен быть у всех одинаковый — хореографическое училище, хочется нам этого или нет. В противном случае это будет движение назад, перечеркивающее развитие балетного образования за последние сто лет.

-4

Чтобы не двигаться вспять

Сегодняшние стандарты балета сформировались именно благодаря таким требованиям к уровню образования не только артистов, но и педагогов. Достаточно вспомнить, какой прорыв произошел в XX веке, когда были введены требования обязательного высшего для педагогов балета. Но разве это запрет на профессию? Едва ли. Это закономерное развитие общества, благодаря которому жизнь становится качественнее, быстрее, прогрессивнее, открываются новые возможности людей и институтов. Но и во времена империи, и во времена Российской Федерации допускали и допускают к работе в театре только через хореографическое училище.

Что касается фильма «Балет. Жизнь на пуантах», то это красивая история с отличными съемками хореографии и танцевального кемпинга, но она почти не имеет связи с реальностью. Путь из классики в другие направления танца есть, но наоборот — почти никогда, тем более без профильного образования. Пример Беллы показывает, что нужно идти за мечтой делать, делать, делать, увеличивать вероятность успеха, и однажды это принесет результат. Но каждому человеку важно делать то, что у него действительно получается хорошо.