Конечно, СССР обладал великой авиастроительной школой, спорить тут не о чем. Это факт. Но время шло, советские самолеты вырабатывали свой ресурс, их заменяли иномарками, параллельно разрабатывая собственные аналоги: аналогом Як-42 стал Суперджет-100, аналогом Ту-154/204/214 стал МС-21. На региональные линии готовится выйти доведенный до ума Ил-114
Почти полный комплект пассажирской авиации, если вынести за скобки широкофюзеляжный лайнер, разработка которого синхронизирована с разработкой двигателя ПД-35 для него.
Не хватает последнего штришка - нужен легкий, экономичный, надежный и неприхотливый самолет на замену Ан-2 для местных авиалиний. И кто бы мог подумать, но именно с ним возникли сложности.
Казалось бы - Ан-2 "Кукурузник" - он же простой как барабан, вот что-что, а разработать ему замену будет совсем несложно. Но списаны уже все Ту-134, почти все Як-42, а Ту-154/204/214 остались лишь на госслужбе и у военных. А Ан-2 все трудится по всей стране, что на местных перевозках, что в различных аэроклубах, что в сельском хозяйстве. По данным ФГУП «СибНИА им. С. А. Чаплыгина», 90 % задач малой авиации в России всё ещё выполняется самолётами Ан-2. На середину 2017 года а парк самолётов Ан-2 в состоянии летной годности в России составлял 227 единиц. Несмотря на солидный возраст, самолетов Ан-2 еще немало, потому что за неимением аналога, приходится их поддерживать в летной годности любой ценой.
Но пора бы уже и честь знать, а то смешно выходит - суперсовременный МС-21 сделали, а простейший аналог Ан-2 не можем?
Вы будете смеяться, но первая попытка сделать аналог Ан-2 провалилась.
В середине десятых годов СибНИА им. С. А. Чаплыгина предложила проект российского турбовинтового самолёта (ТВС) для замещения самолётов типа Ан-2, в рамках Государственной программы по развитию малой авиации. По большому счету предлагалось не изобретать велосипед, а взять Ан-2, и установить на него турбовинтовой двигатель вместо поршневого.
Но чем дальше продвигалась работа, тем больше приходило понимание, что одной рмоторизацией тут не обойтись. При всем уважении к заслуженному Ан-2, для XXI века этот самолет просто архаичен.
Инженеры СибНИА конечно это понимали, поэтому позже появился ТВС-2ДТ с измененным композитным крылом, потом ТВС-2ДТС с полностью композитным фюзеляжем. Но всех проблем это снова не решило. Правда, в какое-то время уже казалось что вариант ТВС-2ДТС победил, ему дали имя "Байкал", и даже обещали наладить серийное производство в Улан-Удэ.
Но здравый смысл победил. ТВС-2ДТС все еще использовал архаичную схему биплана. Это здорово снижало экономичность самолета. Были проблемы соответствия современному авиационному законодательству. Но главное - в конструкции ТВС-2ДТС было очень много иностранных комплектующих, и прежде всего двигатель Honeywell TPE331-12UAN, взлётной мощностью 1100 л. с.
Двигатель заменить было нечем, агрегатов на 1100 л.с. в России не производят, а делать отдельный двигатель специально для "Байкала" - глупость.
В итоге было наконец принято решение сделать еще одну попытку, но не пытаться повторить Ан-2, а разработать самолет с нуля. Эту попытку отдали Уральскому заводу гражданской авиации (УЗГА).
И на МАКС 2021 представили наконец ЛМС-901 «Байкал» - и вот он уже точно пойдет в серию и станет заменой Ан-2.
В ЛМС-901 учтены основные проблемы ТВС-2ДТС. Аэродинамическая схема теперь с одним крылом - это дает неплохую прибавку к экономичности.
В качестве двигателя используется российский ВК-800 разработанный компанией «Климов» и имеющий взлетную мощность до 800 л. с. Этот двигатель планируют применять не только на ЛМС-901 но и на L-410, который так же производят на УЗГА. А турбовальную модификацию планируют использовать на лёгких вертолётах таких как Ансат и Ка-226.
Снизить необходимую мощность удалось за счет уменьшения взлетной массы почти на тонну.
Самолет стал компактнее, и это тож не спроста. Дело в том, что согласно российскому законодательству однодвигательный самолет не может перевозить более 9 пассажиров, а в Ан-2 спокойно можно было установить до 14 кресел.
В итоге, ЛМС-901, уверен, станет достойной современной заменой дедушке Ан-2. При этом он получился гораздо экономичнее за счет меньшей массы, лучшей аэродинамики и применения турбовинтового двигателя.
Кстати, уверен прозвище "Кукурузник" он не унаследует. Во-первых, потому что это совершенно другой самолет. Во-вторых, потому что работать в сельском хозяйстве ему не придется, так что кукурузу опрыскивать он не будет. Почему? Потому что будущее сельхозавиации за совсем другими летательными аппаратами. Но об этом в одной из следующих публикаций.
Обратите внимание на мой репортаж из Новосибирска: Сделано в Сибири: увидел как делают надёжную и крепкую обувь
Напоминаю, проект теперь есть и в Instagram: @sdelanounas.ru, подписывайтесь, там публикуется то, что не публикуется здесь.
И лайкнуть не забудьте :)