Термин, получивший более широкое распространение в философии примерно в 17-18 веках с подачи немецкого философа и математика Готфрида Лейбница стал называться - теодицея. Этого слова мы не встретим в библейской тексте, хотя теодицея напрямую связана с Богом и говорит об оправдании Бога. Эта идея не рассматривается напрямую, но есть косвенные признаки, говорящие, что Бог не безразличен к тому, что думают о Нем его творения.
Библия говорит о человеческой истории, и в какой-то мере является отчетом о истории развития судьбы Бога, в контексте этой самой истории. Вот, почему стоит более серьезно ее изучать, тщательно и насколько это возможно непредвзято пытаться ее осмыслить.
Начнем как говорится с самого начала.
Родоначальником появления нужды в теодицее, её первых ноток, прозвучавших под небесами, как это ни странно может считаться змей. Тот самый змей, предложивший Еве отведать плод с дерева познания добра и зла. Его вопрос, так сильно взволновавший праматерь заронил сомнения и вызвал небывалый интерес. Собственно вопрос то был не очень сложный и можно сказать риторический, но тщательно продуманный.
"Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?"
Подвох заключался в самом вопросе и уже тогда выставлял Творца в самом невыгодном свете. На заре истории человеческого рода, посеять семена недоверия оказалось не трудно. Первая женщина, прельщенная красотой плода, с необычными свойствами, взяла его и ела.
Эта простой на первый взгляд рассказ, на самом деле таит в себе множество глубин. Бог оказался под огнем критики и несправедливо обвинен. Первые люди поддались на впечатляющую речь змея и потеряли доверие и связь с Тем, Кто их сотворил.
С виду незначительное деяние Адама и Евы, с нашей точки зрения могло бы просто остаться незамеченным, ну в крайнем случае достойно небольшого замечания и все оставалось бы по-прежнему. Но произошло то, что мы наблюдаем с вами уже на протяжении нескольких тысячелетий. Люди враждуют друг с другом, испытывают невзгоды, тяготы, болеют и в конце концов умирают. Самое печальное, что во многих случаях они обвиняют во всем этом только лишь Бога.
Обвинения можно отнести как к личным, субъективным, так и глобальным, имеющим более широкое распространение. От личных неудач в жизни, до глобальных катастроф. От неприязни, отчуждения и даже откровенной вражды. Все это стало следствием того случая, когда Ева прислушалась к вопросу: а подлинно сказал Бог?
Дальше больше.
Первый сын человеческой пары пошел еще далее. В его природе произошли разительные изменения, что вылилось в убийство брата и бегство от лица Божия в конце концов. Заметьте, все это происходило в первозданном мире, когда не было вопроса бытия Божия. Этой мысли даже не допускали те, кто не хотел иметь с Ним ничего общего.
Обвинения, обиды, притязания, гневные просьбы, угрозы и вражда росли с появлением все большего числа людей. Конечно, были и те, кто как-то пытался урезонить враждебный пыл, но количество недовольных явно переваливало и старалось найти любой повод к недовольству и новому обвинению.
К моменту наступления Потопа, сравнительно молодой человеческий род достиг пика своего "культурного развития". Упиваясь собственной безнаказанностью, испытывая терпение Божие, они делали такое, что описано всего одним предложением в тексте Писания.
"...земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями." (Быт. 6:11)
Потеряв всякий стыд и страх, вечно недовольные поборники собственной правды наполнили землю кровью и насилием. Слово "злодеяние" в оригинале можно найти 42 раза и в большинстве случаев оно означает "жестокость", "насилие" и иногда "неправедность". Когда все барьеры были сметены, и Бог потерялся из виду, человек стал искать выход своим собственным страстям и порокам, что в конечном итоге стало причиной гибели всего живого в водах Потопа.
"И воззрел Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле." (Быт 6:12)
Но Потоп не решил всех вопросов, накопившихся и продолжающих копиться на протяжении последующей истории человечества. Обвинения зазвучали с новой силой, особенно когда опять стали размножаться представители человеческой расы от спасшейся семьи Ноя. Огонь страстей продолжал бушевать и подогревать еще более изощренные причины для негодования.
Чтобы предотвратить новый потоп и избежать гибели, родилась идея построить башню до небес. Сказано - сделано. Вся человеческая рать, за исключением тех, кто их всячески отговаривал, принялась за осуществление задуманного. Стройка росла, энтузиазм ширился, и башня росла.
Безумие строителей было остановлено разделением языков и последующим рассеянием во все уголки земли. Строительство прекратилось, но воспоминания о ней остались. Вавилон головного мозга прочно вошел в душу и память потомков и дает о себе знать вплоть до эры микрочипов и нанотехнологий.
А что же Бог? Что Он сделал ради Своего оправдания?
Говорить что -либо было делом неблагодарным. Убедить кого-либо в собственной непогрешимости было делом крайне затруднительным, в силу неверия и отчуждения слушающих. Ветхий завет крайне редко затрагивает вопросы богооправдания, можно даже сказать, что напрямую не затрагивает вообще.
Мир продолжает винить Его в всех своих бедах, горестях и неудачах. Приводя ссылки и примеры даже из Его слова. Но Бог продолжал молчать, до определенного момента.
Когда человечество достигло еще одного предела, когда ситуация рисковала выйти из-под контроля, Бог ответил.
"Но, когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного)" (Гал. 4:4)
Потрясающий по своей значимости ответ дал Господь неба и земли на все, что высказывалось змеем в Эдеме, допотопными жителями, строителями Вавилонской башни, всеми теми, кто упражнялся в красноречии и изыскивал самые горькие слова чтобы как можно больней задеть Того, Кто по утверждению Писания нас бесконечно любит.
Бог ответил в Сыне.
(мы продолжим размышление над этой темой в самое ближайшее время. Дело в том, что мой отпуск закончился и начались трудовые будни, так что найти силы и возможность публиковать статьи стало трудновато. )