Найти тему
газета "ИСТОКИ"

Три греха нового «Рождества»

«Рождественская песнь в прозе» – это одно из неповторимых по своему духу произведений. Квинтэссенция добра, света, теплоты и поучительных строк сделала повесть чуть ли не самым узнаваемым символом Рождества. Одним словом, потрясающе добрая сказка от, наверное, самого известного классика английской литературы. Почему сказка? Да простят меня читатели, поверить в такое невозможно ни на грамм! Идеалистический мир, созданный в этой праздничной притче (да, так будет вернее), напоминает человеку о вечном свете нашей души, который не гаснет даже во мраке суровых жизненных перемен.

Вертеть такой первоисточник – сплошная радость, должно быть. Мы видели закос под автобиографизм в фильме «Человек, который изобрел Рождество» и классическую интерпретацию в мультфильме с Джимом Керри в роли главного героя – Эбенезера Скруджа.

-2

Дух минувшего Рождества

Но обратимся к строкам книги: «Ну и сквалыга же он был, этот Скрудж! Вот уж кто умел выжимать соки, вытягивать жилы, вколачивать в гроб, загребать, захватывать, заграбастывать, вымогать... Умел, умел, старый греховодник! Это был не человек, а кремень. Да, он был холоден и тверд, как кремень, и еще никому ни разу в жизни не удалось высечь из его каменного сердца хоть искру сострадания. Скрытный, замкнутый, одинокий – он прятался как устрица в свою раковину. Душевный холод заморозил изнутри старческие черты его лица, заострил крючковатый нос, сморщил кожу на щеках, сковал походку, заставил посинеть губы и покраснеть глаза, сделал ледяным его скрипучий голос. И даже его щетинистый подбородок, редкие волосы и брови, казалось, заиндевели от мороза. Он всюду вносил с собой эту леденящую атмосферу. Присутствие Скруджа замораживало его контору в летний зной, и он не позволял ей оттаять ни на полградуса даже на веселых святках.»

Да, безусловно, такой человек в реальной жизни вызвал бы у любого отвращение, но сам факт его существования не является чем-то сверхъестественным. Скряга Скрудж – это обычный человек, видавший много добра и зла, творивший то и другое, не всегда напрямую. Долгая жизнь, разные точки зрения, обстоятельства – камни, оставляющие впадины на блестящем щите. Грубая, убогая душонка персонажа Чарльза Диккенса – это результат вездесущего многолетнего процесса озлобленности. Кто-то «износит» душу быстрее, кто-то – медленнее. Именно образ души, как результата определённого жизненного пути делает ««Рождественскую песнь» актуальной на все времена.

А как сделать актуальное актуальнее? Чтобы прям совсем-совсем башню снесло. Добавим повесточки – замесить в главном герое комплексы детства сексуального характера, чтобы было по Фрейду и поднять градус нравоучения до небывалых высот, чтобы мораль мог прожевать даже беззубый.

Начать хотелось бы с банальных ходов, делающих всю следующую «партию» сериала «ни рыба ни мясо». Повестка: преступная халатность крупных предпринимателей и бизнесменов, угнетение «маленького человека», массовые смерти и болезни малоимущих, пришедшие как будто прямиком из телика (извиняюсь за тавтологию). Ещё и совершенно неуместный в этом же контексте каст чернокожей актрисы на роль жены Боба Крэтчита – ну слишком толсто, ребят, слишком толсто. Это крючок, который, зацепляя главного героя, сделал его чуть ли не виновником всех бед на планете.

-3

Дух нынешнего Рождества

По сути дела, новая адаптация создала пугающий своей современностью и крайне отталкивающий образ Скруджа: в нем нет ничего курьезного, вычурного или абсурдного. Гай Пирс, выбранный на эту ответственную роль, превзошел самого себя: на экране мы видим не человека, а скорлупу. В Скрудже Пирса все человеческое начисто выхолощено, он пустой и полый, по какому-то недоразумению сохраняющий человеческие черты. Основа его «пустоты» (если так можно выразиться) состоит из обид отца, сексуальных изнасилований учителей интерната и почему-то на подвиге сестры, о котором герой не знал. Навидавшись плохих людей, Скрудж утратил веру в добро и теперь постоянно пытается узнать, где же предел человеческой крайности, при этом самолично создает эту крайность. Эбенезеру в этой экранизации нет прощения, он полностью утерян, он совершает насилие даже на моральном уровне, не говоря о прочем. Чем дольше ты смотришь этот мини-сериал, тем чаще задаёшься вопросом: как такую сволочь земля носит? И это не тот результат, к которому приводила «Песнь» – ещё один грешок в копилку.

Кто в новой экранизации «больше приобрёл, чем потерял» в образе, так это добродушный Боб Крэтчит. В сериале он куда более многословен, чем забитый юноша из книги; но этот Скрудж вступает в разговор как некая предустановленная программа, он что-то говорит, в чем-то упрекает, но делает это отстраненно, без малейших эмоций, даже наказание, придуманное им несчастному юноше, тщетно мечтающему поскорее попасть домой, лишено личных мотивов и противоестественного удовольствия – всего того, чем обычно объясняется подобное самоуправство. И путешествие, которое совершает главный герой, под стать ему самому – оно, будучи сверхъестественным, такое же безрадостное, ледяное и вязкое, как и его обычная жизнь.

Медленно, но верно, с помощью Марли (неподражаемый Стивен Грэм), Духов минувшего, нынешнего и будущего Рождества, Скрудж совершает путешествие по событиям своей прошлой жизни, узнает многое из того, что было для него неизвестным или попросту подсознательно игнорировалось им.

-4

Дух будущего Рождества

Если Дух минувшего Рождества (капитально обезображенный визажистами Энди Серкис), за исключением удачно найденных приемов, хоть как-то совпадает с расплывчатыми представлениями о нем, почерпнутом в книге, то Дух нынешнего Рождества неподдельно удивляет – им стала женщина (пылкая Шарлотта Райли), сестра Скруджа, Лотти (а не Фанни, как у Диккенса).

Именно этот дух, обретший черты единственного человека, к которому Скрудж (когда-то, опять же, но не сейчас) питал добрые чувства, знакомит нас с «художествами» своего братца, когда тот вступил во взрослую жизнь. И все это, каким бы чудовищным оно ни выглядело, вполне узнаваемо по тому, что сегодня каждый день становится достоянием общественности благодаря СМИ. Скрудж – нечистый на руку делец, душегуб, живодёр, просто садист, наконец, искуснейший из манипуляторов, обладающий дьявольски грязными помыслами, умеющий унизить и растоптать любое светлое чувство, играющийся с людьми и их судьбами как поганый мальчишка, мучающий беспомощных животных в подворотнях. Скрудж – дьявольский гений клаузул, оговорок, встречных удовлетворений, конклюдентных действий и презюмируемого согласия.

Сериал в силу своего хронометража лишь нарастил «мяса» на уже идеальный костяк истории. Да, какие-то моменты стали ярче, контуры – более чёткими, но это привело лишь к вычурности картины, которая отличалась изысканной скромностью простоты, присущей оригинальной истории Чарльза Диккенса – и это последний грех новой экранизации.

Автор: Степан АТАМАНОВ

Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!

Присоединяйтесь к нам в нашей группе в Вконтакте и Facebook