Чтобы посмотреть на русско-французскую дружбу на выставке 2003 года "Шарль де Голль", нужно было прокатиться в лифте для инвалидов.
Бабушки в залах застыли в смятении – такого они еще не видели. Обычно открытие выставки В ГИМе собирает с десяток «узкопрофильных» журналистов, но на сей раз, похоже, на Красную площадь сбежались журналисты из всех печатных изданий, теле- и радиокомпаний. Причины понятны – выставка оказалась скорее политическим, нежели культурным событием.
Прибывшая из Франции делегация включала в себя министра обороны мадам Мишель Аллио-Мари, министра иностранных дел месье Доминика де Вильпена, бывшего премьер-министра, а ныне мэра Бордо Алена Жюппе, председателя конституционного совета Франции и множество паркетных работников рангом поменьше. Наши ответили полным паритетом — двумя Ивановыми (дипломатом и военным) и председателем Конституционного суда Валерием Зорькиным. Для комплекта требовался бы еще и мэр Питера, но с этим известные проблемы.
Как следствие – журналисты оказались изрядно прорежены французскими гостями, солдатами парадных оркестров и людьми в цивильных клонированных пиджаках с проводами, торчащими из ушей. Такое обилие народа вносило неизбежную нервозность и ажитацию. После официальных речей журналисты кинулись смотреть выставку, но не тут-то было – вышеупомянутая цивильная братия стеной стояла за подведомственную им безопасность, ссылаясь на отсутствие прессы в списках допуска к великим.
Переполох среди журналистов, живо представивших перспективу написания заметок на тему «Как нас не пустили посмотреть на де Голля», был ликвидирован разгневавшимися на спецслужбы музейщиками. Помог лифт для инвалидов. Именно посредством этого малозаметного приспособления спецслужбы были посрамлены, а журналисты порциями перетащены за кордоны.
Вклад Исторического музея ограничивается мундиром Сталина и дневником советского пилота эскадрильи «Нормандия-Неман». Все остальные экспонаты – из собраний французских музеев и частных коллекций. Именно поэтому открывшаяся выставка наглядно демонстрирует всю разность российского и западного подхода к принципам экспонирования музейных выставок. Наши строятся по принципу «Эх, люди жили!». То есть – много золота и серебра, экспонатов вдвое больше, чем нужно, а работа дизайнера сведена к обтягиванию витрины тканью того или иного цвета. На Западе же посещение музея – прежде всего повод поставить галочку в графе «Ликвидация безграмотности жены и детей и расширение собственного кругозора». Поэтому экспонатов мало (дабы не перегрузить девственный разум обывателя впечатлениями), а текста на стенах – много. Проще говоря, у нас выставки делают историки, у них – служители культпросвета.
«Шарль де Голль» — типичная «просветительская» выставка.
«Я хотел так здесь все устроить, чтобы даже шестилетнему ребенку стало понятно, каким был де Голль, — признался главный оформитель выставки Жан-Люк Симонини. — А для тех, кто постарше и полюбопытнее, — информация на панно».
Красочных панно и впрямь более чем достаточно, по два на каждый экспонат. Однако проникнутся ли посетители обаянием одного из самых великих политиков XX века – это еще вопрос.
Хотя биография де Голля на панно написана добросовестно. Есть и про первую мировую, и про немецкий плен, и про пять побегов, и про возглавляемое генералом движение «Свободная Франция», и про собирание за границей свободной армии капитулировавшей страны, и про «Нормандию-Неман», и про послевоенные политические битвы.
Крестильное платье младенца Шарля – личная сабля курсанта де Голля – дверь камеры бывшего капитана, а ныне военнопленного – кожаная куртка единственного бригадного генерала, остановившего на своем участке наступление фашисткой армии – микрофон, в который де Голль, приговоренный на родине к смертной казни за предательство, призывал французов к сопротивлению – самолет Як-3 эскадрильи «Нормандия-Неман», затащенный в ГИМ через окна – карта мира, подаренная президенту де Голлю соратниками по поводу избрания на второй срок.
Биография подробна, но кажется переписанной из самой занудной энциклопедии. Пережевывая казенный текст, быстро начинаешь любить наших экскурсоводов.
Они, по крайней мере лучшие, рассказали бы и про полученное в училище прозвище «Длинная спаржа», и про камеру в немецком лагере для беглецов-рецидивистов и неисправимых, где сидели три молодых человека – будущий президент де Голль, будущий главнокомандующий Катру и будущий маршал Тухачевский, и про гордого до нахальства «собирателя Франции», осмеливавшегося в спорах постоянно обвинять Черчилля в том, что тот слишком много выпил и виски ударило ему в голову.
Концептуальная выдержанность напрочь перечеркивается последним залом. Он, судя по всему, служит бонусом, и только что прочитавший про смерть президента посетитель с удивлением обнаруживает себя в экспозиции, посвященной франко-российскому сотрудничеству в области освоения космоса, среди всяких панелей отражателя для «Лунохода-2» и скафандров Жан-Лу Кретьена.
Откуда ему, бедолаге, знать, что открытие выставки было совмещено с подписанием соглашения между французской компанией «Аэроспасьяль» и АКБ «Сухой» и политика влезла в музей?
_________
Это моя старая рецензия на выставку, она написана 9 июля 2003 года.
Мои исторические книги вы можете прочесть здесь - https://author.today/u/id86412741/works