Найти в Дзене
PictoTravel

Хакасия: пятый элемент

Хакасия — земля пяти стихий, так звучит туристический слоган республики. Первые четыре стихии это традиционно вода, воздух, огонь, земля, тут все понятно. А что за таинственный “пятый элемент”? А это историко-культурное наследие! Тут Хакасии действительно есть что показать. Поэтому в июле мы с медиаразведкой Tutu.ru отправились в Хакассию, чтобы увидеть всё своими глазами.
Впрочем, давайте по порядку...

Хакасский заповедник. Оглахты - “Гора дикого козленка”. Лестница в 965 ступеней ведет к стене с древними петроглифами
Хакасский заповедник. Оглахты - “Гора дикого козленка”. Лестница в 965 ступеней ведет к стене с древними петроглифами

Если вы не можете сходу найти Хакасию на карте, то это Южная Сибирь. Здесь несет свои величественные воды Енисей-батюшка, высятся Саянские горы, и до самого горизонта раскинулись степи. Люди поселились в этих краях очень давно. Найденные археологами стоянки древнего человека датируются сотней тысяч лет, однако ученые утверждают, что люди пришли в эти места намного раньше.

Эти степи повидали иранские, угро-финские, монгольские и тюркские народы. И каждый из них оставил свой след. Ученые насчитали десятки тысяч объектов культурного наследия. А сколько еще их таится в холмах и курганах?
Хакасия с древности была связана караванными путями с Монголией, Китаем, Индией и Тибетом. Удивительно здесь, в степях, в женских украшениях видеть ракушки каури. Эти красивые раковины в старину выполняли роль денег в Индии и Китае (что отражено в их латинском названии
Monetaria moneta), и встречались даже на Руси, а в Хакасии имели хождение вплоть до XIX века. Такой привет в сибирских степях из Индийского океана. Но давайте проследуем еще глубже в историю.

Вход в юрту украшен оленьими рогами
Вход в юрту украшен оленьими рогами

Окуневская культура относится к “бронзовому веку”. Они умели получать медь и бронзу. среди них встречаются как монголоиды, так и европеоиды. Эти ребята оставили очень яркий след, создавая каменные стелы-мегалиты с изображением божеств, солярных знаков, и символов, которые ученые пока не могут истолковать. Если вы ничего не знаете о мегалитах, то для начала стоит отправиться в Хакасский национальный краеведческий музей имени Л.Р. Кызласова в Абакане. Там собраны наиболее интересные экспонаты окуневской культуры, а гиды увлекательно рассказывают их историю, поэтому однозначно рекомендую взять экскурсию.

Экскурсовод Юрий Богданов  рассказывает о Солнечном божестве
Экскурсовод Юрий Богданов рассказывает о Солнечном божестве

Обычно я не очень люблю музеи, но тут почти все время стоял, раскрыв рот, настолько меня поразили могучие древние камни. Здесь хранится одна из “визитных карточек” Хакасии: изображение Солнечного Божества, датируемое 2000 лет до н.э., то есть задолго до римского культа Непобедимого Солнца, и даже раньше египетского культа солнечного бога Атона. Рисунок на каменной плите лаконичный, но за внешней простотой скрывается мощь и мудрость древних.

Коллекция мегалитов в Хакасском краеведческом музее
Коллекция мегалитов в Хакасском краеведческом музее

В большом зале музея собраны мегалиты из разных мест. На высоких, вдвое выше человека, чуть изогнутых камнях высечены лица и фигуры. На нас смотрят трехглазые существа с огромными ртами и рогами. Смотрят строго, но не зло. Интересно, что при выборе места и композиции нынешнего музея приглашали шамана, и он композицию и локацию одобрил.

Прорисовка петроглифов. Хакасский краеведческий музей
Прорисовка петроглифов. Хакасский краеведческий музей

Наиболее почитаемая каменная статуя Улуг Хуртуях тас — “Великая каменная мать ” — была перевезена в музей в Абакане в 1954 с целью уберечь ее от вандалов. Но сейчас, по многочисленным просьбам, ее вернули на историческое место у села Анхаков, где расположено большое курганное поле. “Каменную мать” принято просить о рождении детей, и даже когда она находилась в музее, ей приносили дары, мазали рот сметаной, и поили молочной водкой. Сейчас Улуг Хуртуях тас стоит в крытом павильоне в Анхаковском музее, что несколько скрадывает впечатление от величественного древнего изваяния. Черты ее сильно смазаны, но угадывается лицо с широко раскрытыми глазами, и большой выпуклый живот. Издалека сюда приезжают женщины, мечтающие завести детей, изваянию приносят дары. А неподалеку сложена коллекция детских игрушек в благодарность от тех, чье желание исполнилось.

Ах тас - “Белый камень”. Гранитный менгир в долине Кюг
Ах тас - “Белый камень”. Гранитный менгир в долине Кюг

Следующая культура, о которой я хочу вам рассказать, называется тагарская. Ее расцвет приходится на VI-IV век до нашей эры. Это южносибирские скифы, и они уже умели делать не только бронзу, но и железо, и вообще были очень продвинутые технологически. Хотя поэт говорил о скифах “с раскосыми и жадными очами”, но антропологи утверждают, что эти племена относятся к европеоидам. Тагарцы оставили после себя величественные курганы и петроглифы. Среди них Салбыксий курган - самый большой на Среднем Енисее. Курган является своего рода “домом” для мертвых, вокруг которого насыпан квадратный холм, напоминающий пирамиду, по периметру вертикально вкопаны высокие камни, служащие оградой. Время, дожди и ветер разрушают курганы, и большинство из них оплыло и потеряло первоначальную форму, но камни все еще стоят. Салбыкское захоронение принадлежало великому вождю, что ясно из грандиозности сооружения. Длина каменной стены 71 метр, а сам курган по результатам исследований был высотой с семиэтажный дом. В окрестностях Салбыкского кургана расположено еще 56 курганов поменьше, что дало повод назвать это место Долина царей. Интересно, что современные хакасы относятся с большим уважениям к памятникам древних эпох, и поклоняются как священным и мегалитам окуневской культуры, так и курганам тагарцев, считая всех их своими предками. Исключением являются, пожалуй, только монголы, под предводительством Джучи хана собиравшие дань - они воспринимаются однозначно захватчиками и врагами.

Грандиозные мегалиты Салбыкского кургана. Долина мёртвых царей
Грандиозные мегалиты Салбыкского кургана. Долина мёртвых царей

Камни, образующие ограду Салбыкского кургана, огромные. Вертикально или наклонно вкопанные в землю плиты в несколько человеческих ростов напоминают почерневшие зубы дракона. Выделяется среди них один мегалит с гладкими формами, и охристого цвета, в то время как остальные камни темные. Говорят, что больше таких камней в окрестностях нет, и камень этот намного старше остальных. Есть даже версия, что весь курган построен именно вокруг этого древнего мегалита. Выделяется он не только формой. Приезжающие сюда люди оставляют на камне цветные ленты в качестве подношения, и вокруг нижней его части образовалась своеобразная цветная “юбка” из этих лент.
Вокруг звенит бескрайняя степь, глядя на которую вполне реально поверить, что земля плоская: равнина раскинулась далеко до горизонта, лишь холмы курганов тут и там разрывают ее плоскость.

“Особый камень” ограды кургана
“Особый камень” ограды кургана

Хакасы считают древние могилы не только безопасным, а даже положительным местом. Если путник вынужден остановиться в степи, то лучшее место для ночевки — это курган. Здесь духи предков защищают своих, и не дадут в обиду злым духам. Если же кургана поблизости нет, можно заночевать в степи, но тут уже нужно держать ухо востро. А чего не стоит делать ни в коем случае, так это останавливаться в брошенном человеческом жилье: там селятся плохие духи, высасывающие жизненные силы человека.

Погребальные маски таштыкской культуры (копии). Хакасский заповедник, музей в Оглахты
Погребальные маски таштыкской культуры (копии). Хакасский заповедник, музей в Оглахты

В III-II веке до н.э. тагарцы были вытеснены воинственными хунну, а оставшиеся смешались с таштыкской культурой. Таштыкцам свойственно еще большее распространение железа, они умеют использовать соху, и переходят от животноводства к земледелию, став более оседлыми. У таштыкской культуры очень необычные погребальные обряды. Если скифы-тагарцы бальзамировали своих вождей, то таштыкцы считали, что само тело умершего большой роли уже не играет, но важно сохранить его облик, по которому его узнают в загробном мире. После смерти с лица покойного снималась маска из глины и известняка, которую затем раскрашивали. Тело сжигали на погребальном костре, а кости и пепел зашивали в особые мешочки, которые помещали в куклу, сделанную из шкур. Лицом куклы становилась погребальная маска. Кукла помещалась в специальный склеп, который также сжигался. Рядом с местами погребения устанавливались специальные каменные стелы с ямками, в которые вкладывалась поминальная трапеза, обычно мясо в горшочках, здесь же совершались тризны.

Каменная гряда Сундуки. Считается, что в древности здесь была “обсерватория” для наблюдения за небесными телами
Каменная гряда Сундуки. Считается, что в древности здесь была “обсерватория” для наблюдения за небесными телами

В Хакасии встречаются памятники огромного количества культур, помимо упомянутых окуневцев, тагарцев и таштыкцев это афанасьевская и андроновская культуры, хунну, и даже китайцы оставили свой след - Ташебинский дворец наместника Ли Лина.
Хакасы впитали понемногу от всех, и добавили что-то свое. Здесь, на юге Сибири, между Европой и Азией, среди степей и гор, трескучих зимних морозов и раскаленных летних степей, бережно хранят они историческое наследие.

Величественные Саяны, могучий Енисей, колышущие травами степи, холмы, кратеры древней обсерватории Сундуки — еще одно наследие Хакасии. Природа здесь поражает воображение. Но это —тема для отдельной статьи, в одной заметке обо всем не расскажешь!

Вид на Енисей
Вид на Енисей

Текст и фотографии: Сергей Шандин @PictoTravel
За организацию поездки благодарю медиаразведку Tutu.ru и ТИЦ Хакасии