Привет, меня зовут Юлия, я - русскоговорящий преподаватель английского в Италии.
Один ученик считает, что он лучше запоминает, пользуясь бумагой и ручкой, другая ученица - что слушать эффективнее, чем писать, третий человек - что учить язык означает учить грамматику. Должны ли мы бороться с тем, что нам кажется неправильным? Или, возможно, мы должны следовать за стилями обучения, условно поделенными на визуальный, аудиальный и кинестетический? А если вы замечаете их у ученика несколько, и даже не очень понятно, какой из них доминирующий?
Сегодня мы поговорим о том, что стало с теорией стилей обучения и почему на данный момент теория множественного интеллекта стала более широко признаваемой, а также о том, почему представления ученика об учебе важны и что с ними делать. Если вы учите иностранный язык, вам тоже может быть интересно посмотреть на свой подход с новой стороны.
Итак, идея разных стилей обучения заключается в том, что все мы учимся по-разному. У меня возникает вопрос сразу же на этой первой ступени: всегда ли мы учимся по-разному, потому что по-разному устроены и по-разному мыслим, или также играют роль наши представления о том, что такое учеба и как проходит запоминание и приобретение различных навыков? А эти представления, в свою очередь, формировались десятками, а в случае обучения иностранным языкам - сотнями лет. В итоге, что же вложено в понятие "мы учимся по-разному"?
Отвлекаясь на секунду от этих рассуждений, вспомним о том, что теория стилей обучения стала популярной в семидесятых годах прошлого века, и многие исследователи предлагали свой взгляд на нее и публиковали свои заключения. На данный момент существует более семидесяти таких классификаций. Одна из них, о которой, наверное, слышал каждый, кто хоть как-то связан с академической сферой - будучи учителем или учеником - это разделение на learning modalities по Walter Burke Barbe: визуальная, аудиальная и кинестетическая (Visualising, Auditory и Kinesthetic modality). И даже в такой маленькой классификации из всего трех элементов команда Барба пришла к интересным заключениям: стиль, который учащийся считает лучшим для себя по собственным ощущениям и представлениям, может не совпадать с тем стилем, использования которого приводит к лучшим измеряемым результатам.
[Barbe, Walter Burke; Milone, Michael N. (February 1981). "What we know about modality strengths". Educational Leadership. Association for Supervision and Curriculum Development]
Итак, представления ученика о том, как он лучше учится, важны. Они могут быть ложными, но не становятся от этого менее важными. Особенно на начальных этапах вашей совместной работы: если ваш взрослый ученик сразу заявляет вам, что успешно учиться - это хорошо знать грамматику языка, - прислушайтесь. Как минимум прислушайтесь. Если вы сразу в лоб начнете опровергать представления о жизни другого человека, даже ссылаясь на свою экспертность и какие-то опубликованные исследования, это все равно не сработает. Человек должен сначала построить с вами доверительные отношения, тот самый rapport. А построить их, говоря человеку, что он во всем не прав, у вас точно не получится.
С такими представлениями нужно работать постепенно. Дайте человеку сначала то, что он хочет. Если вы работаете индивидуально или с малыми группами, хочет ученик учить списки слов - да пожалуйста. Не хочет учить слова и считает это пустой тратой времени, потому что убежден, что запомнится только самое важное - да пожалуйста. И наблюдайте. Когда видите, что можете на деле показать ученику, что что-то работает не так, как он раньше представлял, показывайте. Не давите, не тяните за уши, не давите своей экспертностью. Ваша задача как преподавателя - не затягивать этот процесс и как можно быстрее переходить от неработающих методов к работающим.
Хорошо, допустим, наши наблюдения показали, что ученик лучше запоминает на слух, чем работая моторно (что может включать письмо или различные игры, где необходимо физическое взаимодействие), что дальше? Подстраиваемся ли мы под его "стиль обучения"? Еще в 2009 году APS (Psychological Science) заявили, что нет. Если вы загугулите что-то вроде learning styles debunked, вы еще и увидите гору литературы о том, насколько слепое следование этой теории в построении обучения может быть вредно для наших учащихся. Я думаю, что материалы, подобные этому из APS выходили и раньше, но это первый, который я помню:
Исходя из личного опыта, могу сказать, что сильное заморачивание на этой теории и попытках ее применить только съедает ваше время и ресурсы вашего мозга, которые можно потратить на что-то более полезное. Да, бывают случаи, когда вы явно видите, что ученик лучше усваивает материал через визуал или через аудиальные источники, например. И тогда есть смысл больше работать с конкретными инструментами. Во всех остальных случаях, то есть в большинстве, у человека будет очень смиксованный стиль обучения, и соответственно нет смысла тратить энергию на выделение инструментов под какой-то один стиль обучения.
Хорошо, существует ли тогда какой-то другой способ помочь ученикам использовать свои особенности для улучшения процесса обучения?
На данный момент такой теорией считается теория множественного интеллекта Говарда Гарднера, и мне она в чем-то ближе и понятнее.
Впервые она была опубликована в его книге 1983 года "Frames of Mind: The Theory of Multiple Intelligences". Я бы сказала, что это классификация по предрасположенностям, а не по силе интеллекта. То есть, например, у человека может преобладать одна предрасположенность и быть включенными еще несколько, и все вместе они составляют силу его интеллекта.
Опять-таки, помним, что это теория. И если я не ошибаюсь, она тоже по-прежнему не была подтверждена достаточной доказательной базой. Тем не менее, мы можем почерпнуть из нее много интересного. Гарднер выделяет восемь типов интеллекта:
- визуально-пространственный (Visual-Spatial Intelligence)
- физическо-кинестетический (Bodily-Kinesthetic Intelligence)
- музыкальный (Musical Intelligence)
- лингвистическо-вербальный (Linguistic-Verbal Intelligence)
- логико-математический (Logical-Mathematical Intelligence)
- межличностный (Interpersonal Intelligence)
- внутриличностный (Intrapersonal Intelligence)
- натуралистический (Naturalistic Intelligence)
Такая градация мне кажется более inclusive и в то же время в ней достаточно четкая дифференциация.
Согласно этой теории, если вам, например, нравится находиться среди людей и вам интересна динамика взаимоотношений, то согласно вашему преобладающему межличностному типу интеллекта подходящими для вас профессиями будут консультант, психолог или сфера продаж. Если у вас так же явно выражен лингвистическо-вербальный интеллект - вы хорошо коммуницируете, вы точны в своих высказываниях, возможно на нескольких языках - то в такой совокупности подходящей профессией может быть писатель, учитель или переводчик.
В другой своей книге в 1999 году он добавил existential intelligence, который связан с концепцией духовного интеллекта в психологии.
[Gardner, Howard (1999), Intelligence Reframed: Multiple Intelligences for the 21st Century.]
Что делать со всей этой теорией в нашей классной комнате?
Во-первых, здесь уже намного сложнее ошибиться в оценке особенностей наших подопечных и достаточно сложно, чтобы они сами ошиблись в такой оценке. Если у человека есть склонности к музыке, пространственному мышлению или языкам, это все-таки виднее, чем предрасположенность человека к обучению через визуальный, аудиальный или кинестетический канал. Помним, что мы рассуждаем исключительно с точки зрения прикладной пользы теорий в построении эффективного обучения.
Во-вторых, эта теория, если мы обращаем на нее внимание и стараемся как-то использовать, дает нам больше инструментов. Ради интереса, пройдемся по каждому типу интеллекта и посмотрим, какие задания можно выполнять с учеником в классе по иностранному языку, если наши наблюдения привели к тому, что мы видим преобладающий тип интеллекта:
- визуально-пространственный (Visual-Spatial Intelligence): задания с картами, графиками, с более юными учениками - рисование и раскрашивания
- физическо-кинестетический (Bodily-Kinesthetic Intelligence): отлично для детей, когда в начале каждого урока проводится одна и та же физическая разминка под одну и ту же песенку с действиями: clap, touch your nose, sit down, get up, and so on. Для взрослых - role-play или целые перфомансы, главное, чтобы было много движения
- музыкальный (Musical Intelligence): обучение через песни и через ритм, что очень хорошо для произношения и отработки интонаций иностранного языка
- лингвистическо-вербальный (Linguistic-Verbal Intelligence): написание историй и рассказов, разговоры, дискуссии
- логико-математический (Logical-Mathematical Intelligence): решение легких задач на логику и математических задач на иностранном языке
- межличностный (Interpersonal Intelligence): дискуссии на спорные темы, командное противодействие, где нужно не только выразить собственное мнение, а также хорошо работать в группе или руководить ей
- внутриличностный (Intrapersonal Intelligence): написание reflections, воспоминаний, историй из жизни, написание исследовательской работы или эссе
- натуралистический (Naturalistic Intelligence): проект, связанный с окружающей средой или природой, написание и презентация своих выводов и наблюдений; для начинающих - изучение жизни животных, и так далее.
И да, если у вас большая группа, достаточно сложно миксовать все инструменты, но попытка не пытка и желание внедрить больше игры и самостоятельности только поможет как и вашим ученикам лучше обучаться, так и вам получать больше удовольствия от работы. В малых же группах и на индивидуальных занятиях у вас огромный простор для деятельности, и это тот случай, когда, даже если вы услышали об этом первый или второй раз, информация будет продолжать крутиться и, вполне возможно, что в какой-то момент сами того не замечая, вы начнете обращать больше внимания на предрасположенности ваших учеников по видам интеллекта и интуитивно выбирать подходящие задания.
Все это - только информация к размышлению и ни в коем случае не руководство к действию и, тем более, не истина в последней инстанции. В этом и заключается красота этой работы - часто мы собираем инсайты по крупинкам, а в итоге "как по волшебству" - что на самом деле является результатом многолетнего опыта и образования - выдаем фантастический урок, который наши студенты вспоминают годами, если не всю жизнь.