Найти тему
Московские истории

Новый Арбат: "Жить в домах на проспекте в конце 1960-х было престижно, но не комфортно"

Проспект Калинина, он же Новый Арбат, не раз обсуждался читателями "Московских историй". Вот еще воспоминания о нем - снаружи и изнутри.

Новый Арбат. Фото Елены Головань. Из архива Московских историй.
Новый Арбат. Фото Елены Головань. Из архива Московских историй.

Ян Скамейкин

В конце 1973-го - первой половине 1974 года с Большой Молчановки, через арку у башни с аптекой и подземный переход, я каждый день ходил в школу № 637 на улице Чайковского, сейчас Новинский бульвар. На обратном пути традиционный заход в кулинарию ресторана "Арбат" - пирожок с мясом и молочный коктейль. Сбегая с уроков, ходили в кинотеатр "Октябрь" или отсиживались в кафетерии магазина "Хлеб" рядом.

Новый Арбат, кинотеатр "Октябрь". Фото Елены Головань. Из архива "Московских историй".
Новый Арбат, кинотеатр "Октябрь". Фото Елены Головань. Из архива "Московских историй".

Позже, уже переселившись и повзрослев, неизменно приезжали сюда за вкуснейшим рижским хлебом по 12 копеек за батончик, перетянутый фирменной голубенькой бумажкой. Ну, и из ярких воспоминаний, конечно, еще магазин "Мелодия", Дом книги, экран на здании роддома Грауэрмана, тогдашняя "Прага" и пончики на вес у ещё не замурованной в Генштаб "Арбатской".

В 1973 году на доме № 7 был установлен - первый в СССР - видеоэкран «Элин», который расшифровывался как «электронный ламповый информатор». Посмотреть на это чудо — уличный телевизор — не ленились приезжать издалека. (Московские истории, "Как у Москвы появилась вставная челюсть")
-3

Сергей Козлов

Так получилось, что жил я на проспекте Калинина в доме, где магазин «Мелодия», поэтому моё восприятие проспекта, скажем так, протяжённей, чем прогулка по нему.

Жить в домах на проспекте в конце 1960-х начале 1970-х было престижно, но не комфортно. Сильный ветер и зимой и летом. Отсутствие двора - вышел из дома, и ты на проспекте. Дома имели плохую теплоизоляцию и тонкие бетонные стены при огромных окнах. Соответственно, летом было жарко, а зимой холодно.

В 1971 году у меня родилась дочка, поэтому сразу возник ряд проблем: где гулять с коляской и как перейти на другую сторону проспекта (пандусов в подземных переходах тогда не было).

Новый Арбат, 2000-е. Фото Елены Головань. Из архива Московских историй.
Новый Арбат, 2000-е. Фото Елены Головань. Из архива Московских историй.

Теперь я понимаю, что именно тогда Москву начали приспосабливать не для москвичей, а для гостей столицы - красиво пронестись по новому проспекту на машине, прогуляться по новым модным магазинам и посидеть в ресторанах и кафе. А магазины тогда на Калининском были действительно очень хороши - "витрина столицы".

Короче, когда эту квартиру поменяли на "тихий центр", радости нашей не было предела.

Еще: "Как у Москвы появилась вставная челюсть", «Лесенка в Серебряном переулке - как портал между советской Москвой и старым городом», "Книжки" соединялись двухъярусным застекленным стилобатом - сплошная стена витрин, женский рай".