Обзор книги (2009)
"Ярмарка тщеславия" - роман Уильяма Мейкписа Теккерея. Опубликован в 1849 году. Заглавие произведения этого позаимствовано из книги пуританского автора 17 века Джона Беньяна. Оно было более точно передано в первом русском переводе Введенского (1851 ), вышедшем под названием "Базар житейской суеты". У Беньяна сказано, что через базар житейской суеты пролегает дорога ко Граду Божьему.
Время действия романа, воссоздающего жизненные пути двух подруг по пансиону, которые принадлежат к диаметрально противоположным социальным слоям, - эпоха наполеоновских войн. Напряжение событий, в ходе которых решается будущее Европы, ощутимо на всём пространстве повествования, хотя эти события не описываются непосредственно.
Они интересны писателю в той мере, насколько ими затронуты частная жизнь и самосознание персонажей. Герой историчен не от того, что играет заметную роль в конфликтах громадного масштаба, а в силу своей неотторжимости от истории, исподволь формирующей его судьбу. Теккерей нашел новый для того времени способ соотнесения частной жизни и истории: они взаимообусловлены, хотя эта связь почти никогда не обозначается с наглядностью.
Содержание своими словами
Главными героями романа являются: Эмилия Седли, Ребекка Шарп, мисс Пинкертон, Джордж Осборн, Пит Кроули, его сыновья Питт с Родоном, Бьют и мисс О'Дауд, Джозеф, майор Доббин.
Богатая дочь эсквайра Эмилия Седли едет из школы мисс Пинкертон вместе с бедной дочерью художника и танцовщицы Ребеккой Шарп, которой предлагает погостить у себя семья главной героини. У них дома Бекки из-за корысти старается обольстить брата Эмили - бывшего коллектора Джозефа, и ей в итоге это удаётся. Джоз напивается и на одном из свиданий, где был богач Осборн, с детства помолвленный на Эмили, чуть не сделал Бекки предложение, но этому помешал не желающий этого союза Джордж.
У Осборна был друг детства майор Доббин, безответно влюблённый в Эмили. Он спас в школе Джорджа от хулигана, и с тех самых пор подружился с ним. Уехав от Эмили, Бекки попала горничной в Королевское Кроули к Питту, где её сразу же все полюбили. Поначалу Ребекка писала Эмми, но потом бросила переписку с подругой. Вскоре она стала помощницей Питта по делам. У старшего Питта были сыновья, 2 дочери, а также брат пастор Бьют и старуха сестра. Все Кроули мечтали стать наследниками сестры Питта, а её любимцем и воспитанником был Родон. Жене Бьюта не понравилась Бекки, и она решила избавиться от неё. Пастор часто приглашал девушку вместе с Родоном в гости для того, чтобы свести их и в итоге ему это удалось. Сестре Питта понравилась Ребекка. Зато сёстры Осборна не взлюбили Эмилию и она от того была очень одинокой.
Доббин уговорил Джорджа не откладывать свадьбу Эмилии. Отец Осборна не хотел данного брака сына. В связи с войной с Наполеоном Седли обанкротился. Сестра Питта заболела и приказала Бекки ухаживать за ней, чем расстроила её служанку Бригс. После смерти супруги Питт Кроули прибыл за Ребеккой и на коленях просил её руки, но она отказала ему со слезами на глазах, так как уже была замужем за полковником Родоном. После того, как об этом браке узнала сестра Питта, она отказалась от Родона как от своего бывшего любимчика. Бекки в результате ушла от неё в отдельную квартиру мужа.
После продажи дома Седли и вещей "с молотка" Доббин выкупил пианино Эмилии, а она думала, что такой щедрый жест сделал Джордж, так как очень сильно любила его. С тех пор отцы Эмилии и Осборна были против союза детей. Отец Джорджа приказал ему разорвать отношения с Эмми и тот вернул ей все её записки к нему. Эмилия чуть не умерла от этого разрыва, но Доббин помог им вновь обрести счастье и быть вместе. После ухода Бекки о сестре Питта стала заботиться Бьют и довела её до исступления своим особенным услужливым рвением. Перед свадьбой Осборн долго рассказывал Эмилии про богатую мулатку Суорц из школы мисс Пинкиртон. Отец Джорджа мечтал женить на ней сына, но тот отказался и родитель отрёкся от него. После свадьбы Джордж не перестал вести достаточно разгульную жизнь. Бекки при встрече заигрывала с ним, чем сильно огорчала Эмилию.
Доббин скоро сообщил своему другу о приказе войску выступать в Бельгию. Майор рассказал сестре Питта Джейн про брак Джорджа. Когда его отец узнал об этом, то лишил его положенного наследства, оставив совсем немного денег. Это сразило избалованного богатством Джорджа. Перед военным наступлением на Бельгию Бекки вместе с Эмилией и мужьями тоже поехали в полк. Эмми полюбилась всем офицерам. Бекки же частенько звала Джорджа в гости с целью разорить его за карточными играми с Родоном. Бьют наконец покинула обрадовавшуюся сестру Кроули из-за сломанной ключицы мужа. Бекки приказала Родону написать письмо его тётке, надеясь на то, что та смягчится, но сестра Питта всё поняла и не смягчилась.
Эмми навещала родителей в хижине домоуправляющего Клепа. В полку она познакомилась с женой майора мисс О'Дауд. Джоз был там вместе с сестрой. После встречи в полку с Бекки Эмилия ревнует к ней своего супруга, замечая их рядом на всех местных балах. Уйдя в наступление, Осборн оставил беременную жену и раскаялся в своей записке Бекке с просьбой о совместном побеге. Родон завещал супруге в случае своей гибели все вещи, которые у него имелись. По просьбе Доббина Джозеф остался рядом с сестрой, обещая не бросать её никогда. Его слуга Исидор мечтал завладеть его запонками и всегда сообщал о ходе войны.
Когда брат Эмми услышал пушечную пальбу, то в панике подумал о победе французов и решил бежать. Эмилия болела и за ней ухаживала мисс О'Дауд, отказавшись ехать с Джозефом. Он всё равно сбежал из полка, оставив сестру в Брюсселе. Для своего побега Джоз купил у Ребекки лошадей. Бьют расстроилась проигрышем и холодностью сестры Питта. Ухаживать за ней поселились сыновья Кроули и Джейн, жена младшего Питта. Его она и сделала своим единственным наследником. Посланный Бьют сын Джеймс потерпел неудачу у тётки Кроули, закурив от нервоза. Она выгнала его.
В итоге битвы при Ватерлоо Джордж трагически погиб, а Родон вместе с Бекки 3 года подряд жили на долгах и кредитах в Париже. Постепенно Ребекка своей красотой затмила всех остальных женщин высшего света, покоряя сердца мужчин. Как и подруга, Бекки родила сына Родона, но так и не смогла никогда его по-настоящему полюбить, отдав нянькам на воспитание. Эмилия в отличие от неё всю свою любовь и нежность отдала сыну Джорджи в память о муже. Отец погибшего на войне Осборна в записке к Эмми предложил отдать ему внука на воспитание. Она сначала отказалась, а потом всё-таки согласилась.
Доббин передал ему последнее письмо от сына и уехал, попросив Эмилию писать ему. После смерти Питта старшего и тётки Кроули, младший Питт сделался главным претендентом на отцовское наследство, а Бьюту с Родоном достались только гроши. В Лондоне Бекки с мужем жила у Реглса, отдавшего им особняк. Они часто устраивали светские вечера. Высшее общество Парижа, напротив, не признало Ребекку как ровню. Ребекка в итоге смогла подружиться с лордом Стайном, часто бывавшим у неё в гостях. Также она завела себе компаньонку Бригс.
Родон вскоре понял, насколько он одинок в высшем обществе и очень любил своего сына, уделяя ему много внимания. Джозеф возвысился в Бенгалии и стал намного богаче, чем раньше. Он доверял деньги Седли, но тот тратил их на спекуляции в надежде обогащения на продаже угля, древесины и многих других полезных ископаемых. Эмилия окончательно поругалась с матерью из-за ревности к сыну. Питт не сразу отдал полученное наследство от тётки Кроули 30 000 фунтов. Он решил породниться с ним и Бекки. Ребекка в результате поселилась в Королевстве Кроули в Мэйфере, продолжая бывать в высшем свете. Она пленила Питта Кроули и вызвала ревность у Джейн.
Фридерик Буллок эсквайр женился на сестре Осборна Марии, а Джейн так и осталась одна с отцом. Мисс О'Дауд мечтала о браке Доббина с её родственницей Глорвиной, но он так и не женился. Все эти 12 лет он был влюблён в Эмилию, мучаясь и страдая от разлуки с ней, но несмотря на это, их переписка вскоре прекратилась. Бекки обокрала не только Реглса, но и Бригс, вложив её деньги под проценты в акции. На рождество Ребекка вместе с сыном и Родоном была у Питта, и там Джейн узнала от мальчика про холодность Бекки к нему. Только ради вида для светского общества она публично целовала нелюбимого сына. Самой высокой честью для неё был обед у лорда Стайна. Все газеты писали про неё. Она даже стала участницей шарад.
Так как Клеп тиранила Эмми за неуплату аренды комнат, она отдала своего сына Осборну старшему. Сын часто навещал её, а его дедушка сильно полюбил за поразительное сходство с умершим Джорджем. Благодаря Стайну Бекки завоевала славу даже при дворе. Когда лорд узнал про её хитрые уловки и ложь насчет денежной помощи, то привязался к ней ещё сильнее вместо того, чтобы оставить. Он обещал найти место службы Родону, а её задаривал бриллиантами. В итоге мальчика отдали в самую лучшую школу, что огорчило мужа Ребекки. После одного из светских вечеров Родон попал в тюрьму из-за долгов. Он в письмах к супруге просил выручить его, но та ответила, что больна. Тогда Родон написал Питту, и в результате Джейн помогла ему выбраться. Придя домой, он застал Бекки со Стайном. Из-за злобы на супругу и из ревности он сильно ударил по лбу соперника бриллиантовым колье, навсегда оставив там шрам. После этой сцены Родон прогнал лорда и ушел от жены, найдя у неё спрятанные деньги в 1000 фунтов.
Питт обещал заботиться о его сыне и полностью изменил своё отношение к Ребекке. Родон временно поселился у него. Дуэль с лордом не состоялась из-за новостей в газете о продвижении полковника Родона в губернаторы на остров Ковентри по ходатайству самого Стайна. Муж Бекки согласился на предложение и уехал, в результате погибнув от желтой лихорадки на острове. Его сын заменил сына Джейн. Её ребёнок умер от кори. Сын Эмилии учился у Вилла и достиг небывалых успехов в своей учебе. Эмми посвятила всю себя отцу, оставшись одна. Она терпеливо и стойко сносила бедность. Доббин вскоре прибыл в Лондон вместе с Джозефом и сразу же навестил её. Эмми очень обрадовалась возвращению брата. Он помог ей оплатить долг Клеп и перевёз их из хижины в новый дом. Эмилия извинилась перед майором за пианино и свою неблагодарность, а он согласился остаться навсегда просто в друзьях, хотя и признался ей в любви. Эмми вновь была принята в высшее общество. Её сын привязался к майору.
Осборн вскоре умер, сделав внука единственным наследником и вернув его матери право опекунства. Отец Эмми тоже скончался, оставив её сиротой. По воле Осборна Доббин назначался душеприказчиком. Эмилия вместе с братом и сыном поехали путешествовать по Рейну. В игорном доме, где был Джозеф с Джорджем, Бекки, отвергнутая светом, кочевала по Европе и теперь вела разгульный образ жизни со студентами. Она просила сына подруги сыграть за неё и тот выиграл, а Джозеф опять превратился в её раба, увидев однажды Бекки в игорном доме. Он хотел ей помочь, поверив в историю про разрыв с мужем и отнятого сына. Эмми по его настоянию пришла к Ребекке в гостиницу и сжалилась над ней, забыв прошлое. Она приютила её у себя вопреки гневу Доббина. После его бесполезных советов Эмми не послушалась и он решил уплыть вновь на службу, считая её недостойной его любви. Отъезд майора очень огорчил Эмилию с Джорджем. Бекки в итоге стала её компаньонкой.
Джозеф вместе с сестрой и её сыном прибыл на лечение в Пумперникель на воды. Туда же к Бекки стали захаживать ветреные студенты, друзья Лодер и другие незнакомцы. Они все унижали Эмми и ей это всё стало невыносимым, а избранное общество на её глазах продолжало восхищаться красотой Ребекки. Видя это, Бекки впервые в жизни совершила бескорыстный поступок, рассказав Эмилии правду про ловеласа Джорджа и отдав ей записку от него. Лишь тогда Эмми всё наконец поняла, написав письмо Доббину с просьбой, чтобы он поскорей вернулся. В итоге майор женился на ней и у них родилась дочь.
Брат Родона Питт тоже скончался в связи со слабым здоровьем. Сам Родон в какой-то степени также стал наследником Королевского Кроули. Эмилия поселилась рядом с Джейн, женой Питта, и Родон подружился с Джорджем. Джозеф умер необъяснимой смертью, а его денежные дела оставались запутанными. Всё его богатство промотали в спекуляциях и обратили в бесценные акции. Родон стал баронетом, а Ребекка, хотя и получила от сына щедрое материальное содержание, была богата и без него. Она по-прежнему ценилась высшим обществом, где одни защищали её, а иные считали плутовкой. Эмилия сторонилась бывшей подруги.
Смысл произведения Теккерея
О "Ярмарке тщеславия" можно сказать, что это один из самых известных романов Теккерея. Он весь наполнен сатирой. Автор нападает на самые распространённые пороки высших классов - поклонение деньгам, почтение к званиям, лицемерие, жестокость и коррупцию. Действие его происходит в Англии. Основная идея этой истории - карьера Бекки и взаимоотношения в её семье. Сюжет данного произведения основан на развитии чувств людей, их выборе между карьерой и семьёй.
Ребекка Шарп - яркая и амбициозная девушка, рождённая в бедной британской семье. Она полна решимости подняться по иерархической лестнице в высший свет. Для этого героиня устраивается няней в семью влиятельного, но очень скупого сэра Питта Кроули. Красотка Бекки сразу бросается в глаза его сыну Родону и налаживает дружеские отношения с острой на язык тётей Матильдой. Бекки знакомят с самым эксклюзивным общественным кругом Лондона, где она встречает Эмилию Седли, бывшую школьную подругу. Они сближаются ещё сильнее.
Бекки выходит замуж за Родона, но после первоначального счастья социальная и экономическая стабильность, о которой она мечтала, разрушается. Родон начинает заглушать свои проблемы в азартных играх и питье. Кроме этого, ослабевает дружба Бекки с Эмилией после смерти её мужа.
В романе обозначены два конфликта. Внешний конфликт - это конфликт между Бекки и её семьей. Внутренний - это конфликт чувств и эмоций.
Можно найти много стилистических приёмов в этом тексте. Само название истории - метафора. Автор пытается показать читателям своё отношение к высшему сословию и к Бекке.
Сюжет романа кажется сложным из-за множества персонажей, а заявленные мотивы редко оказываются истинными. Более того, писатель так часто отвлекается на смежные темы, что случайный читатель может потерять нить сюжета. Он, однако, современен, как и всегда - это борьба за утверждение себя в обществе. Большинство персонажей склоняются к богатству и положению независимо от того, кто их имеет. Такое поклонение ложным ценностям позволяет Ребекке взобраться на вершину иерархической лестницы.
Драматическая составляющая романа
О битве при Ватерлоо упомянуто только вскользь, но при Ватерлоо погиб муж Эмилии Седли, одной из главных действующих лиц, и вся её последующая жизнь предопределена этой трагедией. Крупнейшее событие изображаемой эпохи показано только как драма незаметного человека. Но беда была бы совсем иной по содержанию, если отвлечься от исторического контекста, в котором она происходит.
Апатии и бесцветности Эмилии, которая всегда остаётся только жертвой - деспотизма своего свёкра, ветрености супруга и т.п. - противостоит энергия и хищное жизнелюбие Ребекки Шарп, не примиряющейся с уготованной ей участью нищей приживалки в обществе процветающих коммерсантов и родовитых аристократов. Авторский подзаголовок "роман без героя" подразумевал несовместимость Эмилии и Ребекки с расхожим представлением о протагонисте как совокупности лучших человеческих качеств. Верный своему творческому кредо "видеть всё как есть", - Теккерей создал панорамный образ того времени, которое он считал неспособным выдвинуть героя в прямом и переносном смысле слова.
Подзаголовок свидетельствовал и о творческой установке автора, стремящегося прежде всего воссоздавать социальную психологию эпохи и её характерные типы, а не индивидуальности со всем их своеобразием. Злоключения Эмилии, в конце концов вознагражденной удавшимся вторым браком, о котором говорится с нескрываемым сарказмом, предстают лишь как банальная история добродетельного, но недалёкого человека, теряющегося при столкновении с реальностью, беспощадной по отношению к наивным иллюзиям, с какими покидала пансион лучшая из учениц мисс Пинкертон. Блестящая светская карьера Бекки, для которой брак с ничтожным Кроули, владельцем старинного поместья, стал лишь первой ступенькой в осуществлении далеко рассчитанных планов, описана как столь же тривиальная история плебея, вознамерившегося мстить обществу за свою отверженность, но после всех успехов, подчас ошеломляющих, всё-таки неизбежно терпящего фиаско.
Аморализм интриганки, добившейся даже аудиенции у короля, вызывает саркастичные комментарии Теккерея, которые адресованы прежде всего той социальной среде, где добропорядочность пустой звук, тогда как амбициозность, не останавливающаяся перед выбором средств, открывает едва ли не все двери. Избегая обличительного пафоса, Теккерей в романе "Ярмарка тщеславия" предпочитает объективное повествование, доказывающее, что для этой среды "нет добродетели, есть только обстоятельства", уродующие человеческие отношения. На фоне ничтожеств, развратников и самодуров, с которыми ей то и дело приходится соприкасаться, воплощая в жизнь свои дерзкие, хотя нередко и безнравственные замыслы, Бекки, с самого начала отвергавшая мысль о бестревожном, но унылом существовании жены какого-нибудь сельского эсквайра ("лучше танцевать на ярмарке перед балаганом"), выглядит по-своему крупной и яркой фигурой. Она не сдаётся и после краха почти сбывшихся ожиданий, вызывая откровенное сочувствие автора верностью своему девизу: "Пока есть жизнь, есть и надежда".
Жанровые особенности романа
Случаю принадлежит в романе большая роль, что напоминает о приверженности этого писателя традициям английской прозы 18 века, чаще всего представляющей собой авантюрное повествование с сильной долей юмора. Однако "роман без героя" предполагает преимущественный интерес к обыденному, а не к исключительному, и автор открыто декларирует своё намерение просто изображать людей, которые "гуляют, завтракают, разговаривают, как это бывает в обыкновенной жизни". Отказ от описания "бурных или необычных событий" естественно вытекает для Теккерея из понимания сущности литературы как уникального способа познания человеческой природы, которая должна всего достовернее проявиться в обстоятельствах будничной, заурядной жизни.
Однако эту жизнь и поведение своих героев прозаик часто воссоздаёт в формах кукольного театра, воспринимая собственных персонажей как марионеток, каждое движение которых без труда предугадывается всезнающим автором, и описывая арену событий как "место суетное, злонравное, сумасбродное, полное фальши и притворства". Так возникает внутреннее противоречие поэтики Теккерея, оставшееся не до конца преодолённым и в "Ярмарке тщеславия". С одной стороны, действующим лицам предоставлена свобода саморазвития, уже не сдерживаемая, как в романах Диккенса, социальной функцией и игровым амплуа данного персонажа. С другой - автор уподобляет себя кукольнику, манипулирующему этими героями и сопровождающему их действия моралистическими сентенциями.
Это противоречие создало возможность для очень несхожих интерпретаций романа, в котором видели и триумф реализма, понятого как правда жизни почти в буквальном значении слова, и образец гротескной сатиры, игровое повествование с персонажами-масками.