Найти тему

Далеко не все задумываются о значении игры в жизни ребёнка. Что есть игра? Приятное времяпрепровождение или что-то большее?

Для учителя-дефектолога это, в первую очередь, инструмент, который используется в целях воспитания и развития детей с особыми потребностями. В процессе игры ребенок обучается различным действиям с предметами, получает представление о способах и средствах общения.

С чего начинается игра? Игра начинается с ребёнка! В основе:

• уважительное отношение к желаниям;

• недопущение насильственного принуждения к игре;

• дозировка эмоциональной нагрузки;

• создание радостной игровой атмосферы;

• наблюдение за самочувствием ребенка.

Одним из направлений работы с особенным ребенком является развитие мелкой моторики. В статье представлены несколько вариантов таких игр.

Игра «Песочница» на кухне

Возьмите поднос или плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны). Такая работа способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массирует пальчики вашего ребёнка и способствует развитию фантазии и воображения.

Игра «Золушка»

Перемешайте на столе семена каштана, фасоли и киндер – игрушки. Ребенок должен их рассортировать. Когда он научится делать это достаточно быстро, можно усложнить задание. Например, можно завязать ему глаза.

Игра «Месим тесто»

В глубокую ёмкость поместите пробки, запустите в неё руки ребёнка и попросите представить его, что он начинает месить тесто. На дно емкости, под пробки поместите «клад» - маленькую игрушку или конфету. Попросите ребенка отыскать сюрприз. Поверьте, восторгу не будет предела!

Игра «Поймай ложкой»

Приготовьте две мисочки. В одну насыпьте пробки. Дайте ребенку ложку и предложите переложить пробки из одной емкости в другую. Эта игра будет способствовать развитию координации движений.

Для развития мелкой моторики можно предложить также следующие упражнения:

1. Упражнения с массажным шариком (из су-джок терапии, грецкими орехами, карандашами, ручками, фломастерами).

2. Игры с пластилином, тестом.

3. Технику рисования пальцами. Можно добавить в краски соль или песок для эффекта массажа.

4. Использование цветных клубочков ниток для перематывания, веревочки различной толщины и длины для завязывания и развязывания.

5. Нанизывание бусин, бисера, учите расстегивать и застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.

Во время занятий очень важно хвалить ребенка, подбадривать его. Это вызывает положительные эмоции.

Совместная игра взрослого и ребенка вызывает у детей желание продолжать заниматься подобной деятельностью и дальше. Если дома вы будете устраивать именно такие тренировки, то мелкая моторика будет развиваться у ребенка гораздо быстрее.

Лидия Меркулова, учитель-дефектолог ЦСПР «Дом Детей»