Найти тему
Издательство "Гангут"

Первый Амурский отряд (продолжение)

Дорогие наши читатели!
Это продолжение статьи
«Первый Амурский отряд».
Начало статьи читайте на нашем канале или по ссылке:
https://zen.yandex.ru/media/id/5e7da90638906d44f052c041/pervyi-amurskii-otriad-60ab8a379cceee0836341844


1 октября

Бросили якорь в Копенгагене у батареи Трекронер; вскоре пришел «Боярин», державшийся в Кегебухте гораздо левее «Воеводы»
(на нем служит датский лейтенант В. Фальбе, очень хорошо знающий родные ему воды). «Новик» пришел час спустя. Утром пришел «Стрелок», потом «Джигит» и в 2 ч — «Пластун». При свежем NW они имели до 12 уз
в полветра; «Стрелок» два дня поджидал отряд у Готланда; «Пластун» сжег весь уголь: у него осталось не более 50 пудов! Он прошел под парами только от Свеаборга половину Финского залива и 120 миль перед Копенгагеном; он еще дурно управлялся машиною: выбрасывает из трубы и потому пришел грязнее угольщика. Наш генеральный консул
в Копенгагене, ФрейтагЛорингофер, по сию пору меня не удостоил визитом и даже никого не присылал вместо себя узнать о наших нуждах.
Я приказал тотчас же осмотреть машины на всех судах дежурному штаб-офицеру и старшему механику Стронгу. Оказались следующие повреждения и неисправности:
На «Боярине» необходимо переменить 43 дымогарные трубки, а прочие перечеканить.
На «Новике» машина делает сравнительно с другими корветами мало оборотов; при 45 фунт[ах] пара и 62 оборотах, хотя тяга и хорошо пригнана, но стук продолжается по-прежнему.
На «Воеводе» все в порядке, так как машина установлена превосходно; при ее сборке участвовал механик Стронг.
На «Стрелке» у скалки питательной помпы выскочила пробка и вышибло при ходе дно помпы.

На «Пластуне» лопнули несколько питательных и выбрасывающих воду
за борт трубок. При последнем переходе только на одном этом клипере выбрасывало воду из цилиндров и клипер был отвратительно загрязнен. Здесь механик Гольм, сведущий мастер на заводе, но плохой
при управлении судовою машиною.
На «Джигите» при подъеме винта оказалось, что новый медный поперечник в подъемной раме упирался в одну сторону; понадобится укоротить его несколько. Механиком довольны.
Благополучный переход от Свеаборга до Копенгагена был совершен
в 9 дней, при погоде большею частью теплой, почти как летом и при весьма переменных ветрах как в направлении, так и силе, что дало возможность несколько определить качества клиперов и корветов, сходных между собой в главных чертах, как построенных по той же системе. Имея короткий, весьма твердо установленный рангоут
и парусность прежних бригов (по площади), но при длине в 1 1/2 раза большей и почти той же ширине и глубине, корветы не могут в лавировке и прочих курсах равняться с парусными судами; у них, конечно, более дрейфу; при всех курсах ход менее; повороты медленнее; оверштаг поворачивают худо — при заднем ходе, и то лишь при спокойном море.

Но зато они весьма остойчивы и с уверенностью можно форсировать
на фордевинд и хороши на волнении в бейдевинд.
Эти качества рекомендуют их хорошими судами для дальних плаваний; клипера могут лежать несколько круче в бейдевинд, несколько лучше поворачивают оверштаг, хотя тоже с задним ходом, и могут легко держаться с корветами, что весьма утешительно. В отряде им плыть тяжело при несноровке в управлении с парусностью весьма сложною,
так сказать — по неимению еще времени приноровиться соразмерять свою парусность с корветскою и при неумении скоро ставить и убирать паруса, вследствие неопытности команд.
В этом вся причина, что они отстали от корветов и пришли в Копенгаген позже. Плавание под парами также показало (по 3 дня в начале и конце перехода), что управление машинами еще весьма плохо; при беспре-станных повреждениях в них и неумении держать ровный пар, почти все суда худо держались на своих местах.
Под парусами это было еще хуже, в особенности клипера, из которых редко кто-нибудь был на своем месте.
Посланник наш, барон Унгерн-Штернберг живет на даче и прибудет завтра около полудня. Лейт[енанту] В. Карстенсону (датский офицер
на «Воеводе») поручено мною пригласить с частного завода механика
для исправления повреждений в машинах.


3 октября
Утром занимались на отряде по инструкции; производили гандшпужное учение по орудиям. Директор и инженер с частного завода (под фирмою Баумгартен и Бурмейстер) освидетельствовали все машины и обещали исправления окончить в 5–6 дней. Не надеясь на удовлетворительное исправление своими мастеровыми, я должен был поручить это частному заводу.
Поданы командирами ведомости о разных потребностях для машин;
из них главными оказались: водомерные трубки, различные напилки, льняной равенс и лампы для освещения машины.
Странно, что едва отодвинулись от Кронштадта, а уже много явилось нужд; что-то будет далее? Розданы по отряду молитвенные книжки
для службы без священника и молитва для отпевания усопших.
Сносился с нашим генеральным консулом о снабжении судов отряда углем и пресною водою; отдал приказ с изложением правил употребления и обращения с цепными канатами, о ежедневных утренних учениях
и чтобы часовые у флага на клиперах находились на рубках.

Адмирал Дмитрий Иванович Кузнецов
Адмирал Дмитрий Иванович Кузнецов


4 октября

Отдал приказ о ежедневной поверке хронометров по астрономическим часам на Копенгагенской обсерватории. На переходе от Кронштадта до Копенгагена хронометры шли превосходно, что доказывается близостью полуденных пунктов корветов. Имея главный (стандарт) компас, которого девиация определена весьма точно по Аспенским башням, счисление наше было очень точно после 5-дневного плавания от Дагерорда
до Борнгольма (промежуток, в котором не имели наблюдений и не видели берега); погрешность в начислении по широте оказалась 2 мили более
и 6 миль в долготе — тоже более.


5 октября
Утром отдали паруса для просушки и занимались по инструкции: промывка трюма, выколачивание брезентов, проба брандспойтов, починка обуви, баня. Уголь по сию пору еще не прислан, так как наше консульство делает все медленно! На «Воеводе» подробно осматривали весь трюм, но ничего не нашли сомнительного, а потому положили,
что течь надводная; действительно, в море, на волнении она доходила
до 1 3/4 дм. в час, а теперь, на якоре, не более 1 дм. в сутки; вероятная причина от дурно вставленных шпигатов и забортных труб, почему
и пригласили с берега мастера, который сегодня же начал работу. Командиры, вследствие моего разрешения, закупают здесь для команд непромокаемую одежду, которая из бумажной материи и пропитана смолистым, липким составом. Но на «Новике» вся только что купленная одежда и сложенная в груду на баке начала тлеть и чуть не загорелась.


6 октября
Молитва и панихида по умершему матросу. Священник был потом послан для служения обедницы на «Стрелок». Я ездил к посланнику с рапортом; он сейчас же заговорил о гибели корабля «Лефорт»; рекомендовал мне, как лучших офицеров в датском флоте, лейтенантов В. Карстенсона
и В. Фальбе. Между прочим, посланник сообщил мне из частного письма известие, что фрегат «Аскольд» пришел
4 октября в Киль.
При возвращении с берега на корвет меня чуть не потопил датский бот.
В 5 часу по полудни, возвращавшийся с берега катер с «Боярина»,
при мичмане Перелешине не мог взять выше «Пластуна» и его рангоутом прижало к выстрелу и течением опрокинуло; почти все люди выскочили по выстрелу, а Перелешина и двух матрос[ов], державшихся за катер, отнесло течением, и их подобрал катер с «Пластуна». Катер, посланный
с «Воеводы», не мог выбуксировать опрокинутого катера, и его отнесло течением (до 3 уз) к берегу. По сигналу прекращено сообщение с берегом и в 5 ч, по свежести ветра, спущены брам-стеньги на найтовы.
Отдал приказ, чтобы отряд к
10 октября окончил все работы и был бы
в готовности сняться с якоря.

7 октября
Ветер с полудня стал стихать, и к ночи сделался штиль. «Новик» начал грузиться углем; катер с «Боярина», который вчера унесло течением
к берегу, отыскали и привели к борту; за него датские рыбаки потребовали 200 талеров выкупа.

9 октября
Ветер S, и мы его теряем, ибо погрузка угля еще продолжается;
приходит не более двух ботов. Заказы по исправлениям еще
не исполнены заводчиками.
По моей просьбе, чрез посредство нашего посланника, здешнее Морское министерство разрешило показать нам Копенгагенское адмиралтейство. Я поехал в порт с дежурным штаб- и флаг-офицерами; встречены были флотским офицером, и во всех мастерских нас встречали начальники
и мастера. Первым осмотрели фрегат «Niels Juel», разгружавшийся под флагом. Здесь все снимается и укладывается в магазинах для каждого судна отдельно; артиллерия тоже; остаются три голые мачты. Фрегат имеет машину Модслея в 300 сил; при полном ходе, имея 12 фунт[ов] пару и 62 оборота винта, скорость 9 уз. Цилиндры на одной стороне; у каждого поршня по два штока, действующих ногою на коленчатый вал; машина весьма покойно действует; водоопреснительный аппарат — в машине
и дает суточную потребность воды. Это есть единственный винтовой фрегат в датском флоте; артиллерия его состоит из 30-[фунтовых] орудий; фок-мачта имеет 4 штага, взятых без крагов вокруг бушприта; брам-стеньги и б.-бр.- стеньги длиннее наших.

На стапелях строятся два фрегата — 44 и 42-пуш[ечный], из польского дуба; в чертежной показывали чертеж канонерской лодки с двумя
30-фунт[овыми] пушками, расположенными на уширенной средине
и действующими вперед и назад при угле обстрела 180°.
В такелажной — темной и тесной, много вант-тросов; у датчан порт отделывает такелаж для каждого судна. Новые мастерские: блоковая, пильная и стругальная, действуют машиною в два цилиндра, имеющей
ту особенность, что один цилиндр высокого давления, а другой — низкого. Эти мастерские снабжены машинами пильною и стругальною новейшего устройства, а потому достойны внимания. Новый док, гранитно-кирпичный, почти окончен; он строится англичанином и из английских кирпичей, длина дока 250 фут. Арсенал не богат оружием и большая
его часть — старое; показывали один прицел для орудий за новость,
но совершенно неудобный; скорострельная трубка другой против нашей системы и ее пламя берет на 2 сажени. Вообще же, это адмиралтейство содержится в большом порядке.


10 октября
Уголь все еще грузят на «Воеводе» и клиперах; бот не помещает в себе всю потребность клипера. В 5 ч обедали у посланника; кроме его супруги, командиров, приглашены были датские лейт. В. Фальбе и В. Карстенсон. Через консула Ельчанинова было заплачено за все работы и купленные вещи. Завод окончил работы к сроку и хорошо; но, вообще, все стоило очень дорого. Получил от г. Rothe (директора депо карт и планов) лоцию Каттегата и Скагеррака (Цартмана, на английском языке) и датские карты от Копенгагена до Атлантического океана; они составлены в большом масштабе, с видами и входами в порты — по всем последним сведениям; масштаб их более английских карт. Чрез посредство лейт. В. Карстенсона я нашел для отряда известного лоцмана Рандерса — до Шербурга,
а также лоцманов до Скагена на «Новик» и на три клипера; на «Боярине»
лейт. В. Фальбе сам исполнял ту же должность. Рандерс согласился
на плату 350 руб., а прочие — по 180 руб.


11 октября
На сигнал: готовы ли к походу? «Стрелок» и «Пластун» отвечали, что еще не кончили погрузку угля. Наняты в Копенгагене: на «Воеводу» помощник механика Гаммер (американец) за 70 р.с. в месяц, а на «Пластун» вольный машинист Петерсон (датчанин) по 45 р.с. и матросскую порцию; оба имеют прекрасные аттестаты и поступили вместо наших крепостных, оставленных в России.
По сигналу, весь отряд зажег вечером цветные фонари, и я поехал
их осмотреть. На «Новике» установлены хорошо, а на прочих судах
не отвечали своей цели; на «Воеводе» часть угла закрывалась крамболами; на «Пластуне» и «Джигите» фонари держатся нечисто,
а на «Стрелке» зеленое стекло было вставлено разбитое.
О немедленном приведении этой части в порядок был отдан приказ. Командирам клиперов напомнил приказом же, что клипера могут легко держаться с корветами, а потому остаюсь в уверенности, что не дозволят себе более разлучаться с отрядом. На берегу дела с консулом (свидетельство расписок завода, о покупках, найма машинистов)
едва кончились к 10 ч вечера.

Клипер «Пластун»
Клипер «Пластун»


12 октября

Барометр 30.29; летний день — ясно и тепло. Съемка с якоря задержалась «Джигитом», который ожидал с берега беглого матроса; но офицер, посланный за этим матросом, не привез его. В 1/2 12 часа, под парами, снялись и построились в одну колонну. Видя, что «Новик» отстает
и остался позади клиперов, я вышел из линии, сделав сигнал «Боярину»
не следовать моим движениям; несмотря на это «Боярин» спустился
за мною. Вообще, все так мало знакомы с эскадренною службою,
что каждый сигнал представляет какие-то затруднения. В 4 ч ссадили
у Гельсингера лоцманов, отсалютовали Кронборгу 9 выстрелами
и то же число получили в ответ. В Категате шли тем же порядком в одну линию — «Воевода» на траверзе у «Новика». В одно время на «Воеводе», при 40 фунт[ах] пару, полном ходе и 80 оборотах винта, имели 7 уз,
но при этом ходе прочие суда держаться не могут. По этой причине имели средний ход, 35 фунт[ов] пару при 60 оборотах, и «Новик» заметно шел хуже против других, имея при 42 фунт[ах] — 60 оборотов и прибавлял еще кливер и бизань. «Пластун» далеко отстал; «Новик» отставал, но подогнал; вообще суда сохраняют свои места очень дурно. Главная причина этому та, что до сих пор на всех судах не умеют держать пар в котлах:
то подымают высоко, то роняют.


13 октября
Ночью прошли все маяки и к утру увидели Тринделен. По сигналу «идти под парами и парусами» поставили марсели, но нашедший туман заставил сделать сигнал: «стать на якорь у Скагена». Корветы, бывшие вблизи,
с трудом рассмотрели сигнал, а клипера я подождал и, пропуская их мимо себя, передавал о том словесно и сигналом. «Пластун» стал на якорь очень далеко. На вопрос: все ли благополучно? — все, кроме «Пластуна», отвечали
«да».
Туман стал прочищаться; велел иметь теплую воду в котлах. С 4 ч ветер стал стихать и переходить к S. Приезжал командир «Пластуна»
(по присоединении к отряду) жаловаться, что машина стучит сильно
и что он на нее не надеется. Посланный туда старший механик Стронг нашел, что стук происходит от дурно подтянутых чек; что колосники положены редко, уголь проваливается и тому подобные упущения, которые показывают, что механик Гольм слабее всех на отряде;
ему дан в помощь в Копенгагене нанятый машинист Петерсон, и, может быть, дело пойдет лучше. Угля на «Пластуне» и «Стрелке» осталось
не более как на два дня. Я хотел сняться вечером с якоря, но лоцман Рандерс просил остаться до полуночи; тогда был легкий S.
Снялись уже в 7 ч утра, когда ветер стал отходить к O.


14 октября
В 6 ч утра велел разводить пары, которые и подняли через 1/2 часа.
В 7 ч снялись с якоря, подозвали датский бот, проходивший мимо,
и ссадили лоцманов. В 9 ч, прошедши Скаген, сделал сигнал:
«прекратить пары и поднять винты». Через час «Боярин» и «Пластун» исполнили этот сигнал, а через полчаса позже «Стрелок» и «Джигит»;
на «Воеводе» сломалась чека у сообщительной муфты, и разобщение продолжалось до 2 ч по полудни. Механик хотел ее размягчить и вынуть, обкладывая горячими угольями, но это не удалось; тогда по совету
лейт. В. Давыдова, стали двигать муфту разобщительным винтом, которая подалась несколько назад, и чека освободилась. Для удобства при этой работе, понадобилось винт держать горизонтально; тогда «Воевода»,
без фока и под бом-брамселями, шел 3 уз, а «Боярин», с отданными марса-фалами, уходил вперед.
При винте, поставленном вертикально, ход 4 1/2 уз; когда подняли винт, ход при тех же парусах доходил до 6 1/2 уз. Идем в две колонны; клипера держались хорошо с корветами, имевшими бом-брамсели, пол-грота
и лисели с правой.
Ветер свежеет; 14 румбов от ветра и имеем до 9 1/2 уз под брамселями
и фоком; клипера в своих местах под брифоком, марселем и бизанью.
В 8 ч вечера, на меридиане маяка Хансгольмен, было ночным сигналом приказано:
«переменить курс на WSW». «Пластун», державшийся близко,
не переменил курса, а прошел под носом у «Воеводы»;
мы чуть его не раздавили.


17 октября
С полдня ветер начал свежеть; в 4 ч поворотили через фордевинд и шли NW. Поворот оверштаг не удался ни одному корвету, имея 5 уз. ходу
и при незначительном волнении, под брамселями и гротом.
«Пластун» и «Стрелок» повернули оверштаг.


18 октября

Корветы имеют качку очень плавную и не пускают ни одного брызга
на бак. Два клипера держатся под фор-стень-стакселем, фор-триселем
в два рифа и зарифленной бизанью.


21 октября
К полдню ветер сделался легче; поворачивали оверштаг под гротом; «Новик» и «Стрелок» не поворотили. На «Воеводе» лопнул штырь
у фокового бейфута; камбуз, по неумению обращаться с ним, дает воду большею частью соленую.


22 октября
В 9 ч произведено артиллерийское ученье, и потом приказал сигналом: «сделать три выстрела из очередного орудия».
Спрашивал по
«Международному своду» (Code Universel):
«Combien files-vous?».
Отвечали: «Боярин» — 5; «Новик» — 4; «Стрелок» — 5; «Пластун» — 5, «Новик» и под парусами, и под парами идет хуже.
В полдень, взяв курс на Галопер, я приказал в 1 ч разводить пары.
Через два часа все были под парами, исключая «Воеводы»: у него до 5 ч
не могли сообщить винта. По вступлении под пары, изменившийся ветер дул уже в лоб.
На «Воеводе» сняли конус с трубы отработавшего пара —
тяга не уменьшилась, но шум исчез и с мостика команда слышна на бак; наш сосед «Новик» шумит с конусом ужасно.
Погода превосходная: тихо, тепло, светлая лунная ночь.


23 октября
Что за освещение всего берега Англии — не налюбуешься! Наши маленькие огни в Балтике не дают о том понятия. Располагаю ходом так, чтобы к 8 ч утра быть в Шербурге.
Продолжение следует ...

© Р. В. Кондратенко, Л. А. Кузнецов
Перед Вами фрагмент сборника "Гангут" №51/2009
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut

Друзья, если статья вам понравилась - поддержите нас лайком и/или репостом, напишите комментарий. Наш канал - молодой, нам очень важно ваше мнение и поддержка!