Жертвами пропаганды, превращающей спорт в войну, становятся не только спортсмены, но зрители, выплёскивающие в соцсети свои самые тёмные эмоции. Между тем, последняя Олимпиада наглядно показывает, что в спорте побеждают не самые патриотичные, а самые умелые, свободные и внутренне мотивированные.
Олимпийские игры в Токио неожиданно стали местом настоящего цивилизационного столкновения, какого не бывало со времён падения СССР. И то, как отечественная пропаганда противопоставляет наших спортсменов иностранным, свидетельствует, что страна в последние годы меняется и, к сожалению, не в лучшую сторону.
Официальные СМИ, накаляя градус конфликтности, педалируют высказывания членов зарубежных делегаций с продолжающейся антидопинговой критикой России и наших спортсменов. Стараются концентрироваться на судейских, реальных или мнимых, ошибках. Или таких неоднозначных фигурах, как, например, американская гимнастка Симона Байлз, рассказывая, что она, мол, пьёт допинг, чтобы выступать среди «нормальных» атлетов, в то время как ей надо бы выступать в Паралимпиаде.
Удивительно, что наши сограждане ведутся на такую постправду, выплёскивая из себя такие эмоции, что волосы становятся дыбом. Причём не только в отношении Байлз, или неугомонного главы Американского антидопингового агентства (USADA) Трэвиса Тайгарта, но и наших же собственных спортсменов. Которые кое-кому из российских болельщиков кажутся недостаточно «патриотичными».
В воскресенье от них, например, досталось российской прыгунье, вице-чемпионке мира-2017 Дарье Клишиной, с которой в Токио случилась настоящая драма. В квалификации спортсменка две попытки завершила с неплохим результатом, но и с заступом. А в третьей получила травму. Причём настолько серьезную, что после неё Клишину волонтёры увозили со стадиона на инвалидном кресле. Со стороны это выглядело очень жутко. И даже сложно представить, что могла в этот момент чувствовать сама Даша, которая приехала на Игры, явно рассчитывая на высокий результат.
А в это же время в российской части интернета на травмированную спортсменку пролилось море разливанное хейта. И страшно подумать, что ещё напишут добрые наши болельщики после сегодняшнего известия о том, что также из-за травмы с легкоатлетических соревнований Олимпиады снялась ещё одна наша надежда на медаль Игр — барьерист Сергей Шубенков.
Ещё раньше от болельщиков досталось 16-летней пловчихе Евгении Чикунова, которая уверенно и с хорошим результатом выиграла предолимпийский отбор, оттеснив Юлию Ефимову, а в Токио не смогла доплыть до призового места.
Сразу трудно даже сказать, с чем связана такая жесть оскорблений и обвинений в адрес не чужих, а собственных спортсменов. Единственное, что приходит на ум — пожалуй, можно говорить о новой идеологической интоксикации, которой оказалось поражено российское общество в последнее время.
А это, в свою очередь, — результат той массовой вакцинации, которую, похоже, пытается провести руководство страны не только «Спутником-V», но и унифицированным подходом к истории страны и её взаимоотношений с внешним миром. Задачей понятна: упорядочить политический организм России, а также обеспечить (насколько это возможно) единомыслие хотя бы в ключевых вопросах. Исторический аргумент удобен: никто не станет оспаривать тот факт, что у страны была великая история, полная побед и свершений. Главная цель — так смоделировать историю и её общеизвестные факты, чтобы нынешний курс власти выглядел продолжением былых побед и исправлением прежних поражений.
Проблема в том, что такой курс входит в противоречие с отсутствием убедительной актуальной повестки. В случае с Олимпиадой — плохо подтверждается спортивными результатами. Это невольно рождает раздражение у объекта пропаганды — отсутствие большого числа побед требует убедительного объяснения, поиск которого завершается выводом, что наши спортсмены «не те», а сборная, естественно, снова — в «кольце врагов».
Диссонанс выглядит особенно вопиющим с учётом того, что в то время, как на Клишину из России льётся море хейта, Симону Байлз поддерживают во всём мире.
Знаете, почему? Потому что Байлз — пример того, как спорт социализирует разных людей и многим даёт единственный шанс в жизни. В России таких спортсменов, как Фелпс и Байлз нет благодаря ещё советской традиции, согласно которой людей с отклонениями с детства ставят на учёт в психдиспансер, а потом отправляют в коррекционную школу или закрывают в психоневрологические интернаты.
И это два разных цивилизационных подхода, в том числе к спорту. Россия, всё более ощущающая себя в последнее время «улучшенной версией СССР», склонна продолжать традиционный курс, согласно которому спорт должен приносить медали. В то время, как в тех же США спорт — это в первую очередь гуманитарная деятельность. И в основе санкционных «зверств» WADA, которые принято подавать как политический заказ, лежит вполне внятная позиция организации, которая поощряет спорт как способ социализации, но категорически борется с тем, когда государство культивирует допинг в политических целях.
Достижениями советского спорта можно гордиться. Хотя его опыт уже перестаёт работать. И не только в идеологии «спорта, как войны». Но и в чисто методологическом плане. Когда-то весь мир учился побеждать у тренеров и спортсменов СССР. Сегодня нашим спортсменам и тренерам пора учиться у новых победителей. Чтобы понять, в чём сила американских гимнасток или американских и австралийских пловцов, которые в отличие от наших проводят соревновательный отбор не за полгода, как это было во времена Олимпиады-1980. а непосредственно перед Играми.
Поэтому история историей, но те, вероятно, вполне амбициозные планы, которые вынашивает и уже реализовывает власть, без привязки к запрашиваемым страной переменам вряд ли способны обеспечить желаемый результат.
Чтобы убедиться в этом сегодня достаточно посмотреть на место России в медальном зачёте Олимпиады-2020.