В последнее время многие водители устанавливают на свои авто полезные системы, которые рекомендуют производители и реклама. Но порой оказывается, что эти «умные» фишки не только приносят пользу, но и, напротив, портят машину, в частности двигатель.
Давайте рассмотрим, что говорят об этом автоэксперты.
Одна из любимых сегодня многими автовладельцами фишек – система турбонаддува. Она действует благодаря использованию энергии газов, которые уже «отработали свое».
Некоторое время назад эту систему раскрутили и распиарили.
Однако на практике выходит, что за время, пока водитель ездит на своей машине, данную систему приходится менять, причем порой несколько раз. Особенно это касается систем, купленных на вторичном рынке. Они текут, не дуют, иногда почти разваливаются и проч.
На малообъемных двигателях система турбонаддува порой не позволяет проехать и 100 000 км.
Плюс нынешние турбины сильно нагреваются, бывает, что до 1000 градусов.
Все это ведет к тому, что увеличивается нагрузка на двигатель, он работает «на износ» и в результате утрачивает производительность.
Также в последнее время усилились споры вокруг круиз-контроля.
Его тоже активно рекламят и используют. Но некоторые говорят, что «общаться» с ним надо по принципу «применяй, но проверяй».
Например, многие предпочитают его отключать во время дождя и прочих сильных осадков: мол, электроника будет стремиться сохранять стабильную скорость, для этого может резко ускорить авто на подъеме и затормозить на спуске, что приведет к заносам.
Другие автовладельцы говорят, что круиз-контроль не скидывает на поворотах скорость. Поэтому управляющий машиной вынужден сам загодя притормаживать. При этом система сбрасывается, и затем приходится повторно восстанавливать скорость и активировать круиз-контроль.
Всё это плохо как для движения в данный момент, так и для состояния двигателя в принципе.
Другая «умная» фишка, которую подозревают в негативном воздействии на двигатель, – «старт-стоп». Это система, чаще всего устанавливаемая на недешевых машинах.
Старт-стоп автоматически глушит двигатель, когда вы решили остановиться, и запускает его, когда вы жмете на газ. При этом экономится примерно по 1,5 литра бензина на каждые 100 км дороги.
Однако когда силовой агрегат отключается, это ведет к остановке работы масляного насоса. А при запуске усиливается давление на трущиеся детали мотора. В результате все детали быстрее изнашиваются; цилиндры двигателя портятся.
Особенно это действенно в холодную погоду.
Также автоэксперты скептически относятся к каталитическому нейтрализатору, который начали применять еще в конце прошлого века. При этом исходили из такой полезной цели, как защита окружающей среды от вредных выбросов авто.
Но вместе с пользой он может принести и вред.
Так, он может оплавляться, из-за чего отработавшие газы с трудом выходят. И оплавление происходит по нарастающей, захватывая всё больше сот.
Плюс нейтрализатор ведет к тому, что керамика начинает крошиться. А ее мелкие частички могут попадать куда угодно, например обратно в цилиндры.
Наконец, забившись «до отказа» продуктами неполного сгорания топлива и масла, данная система не позволяет двигателю «дышать».
В итоге силовой агрегат может износиться целиком.
Добавим к «умным» опциям с двойным эффектом электронную систему впрыска. Ее рекомендуют применять для увеличения оборотов при холодном пуске и для подачи обогащенной топливной смеси даже без прогрева.
Однако при холодных температурах внешней среды данная система может усилить нагрузку на мотор и значительно снизить ресурс шатунно-поршневой группы целиком.
Впрочем, вполне возможно, что названные выше особенности присущи не всем транспортным средствам, а вполне конкретным автомобилям. Либо… конкретным водителям. Ну, или всё происходит из-за плохой реализации сервиса.
В целом же хочется напомнить принцип отношения к подобным опциям: «применяй, но проверяй». То есть отказываться совсем от них не стоит. Но использовать их надо аккуратно.