Учебный год начался, а вместе с ним и обучение - подготовка к урокам, выполнение домашних заданий, написание тестов и карточек. Все это предъявляет к ребенку большие требования. Сможет ли учащийся справиться с ними, зависит от многих факторов, например, от того, какие возможности у него есть, какую поддержку он получает от родителей и учителей, от количества обязанностей или условий, в которых он работает.
Учиться - это просто?
Не всегда. Это правда, что дети приобретают и оттачивают различные навыки (т.е. учатся) с первых месяцев жизни. Это происходит совершенно спонтанно - никому не нужно поощрять ребенка делать первые шаги или совершенствовать способность хватать предметы.
Обучение в школе регулируется немного другими правилами. Это не так естественно, как научиться сидеть, ходить или говорить. Однако обучению в школе можно… научиться!
Помните несколько важных моментов, чтобы упростить этот процесс. На что стоит обратить внимание?
Поддерживайте независимость ребенка с самого начала, и обучение будет приятным
Чем младше ребенок, тем больше ему потребуется помощи в процессе организации «школьного» обучения. 7-летнему до сих пор сложно планировать учебу, запоминать все, что ему нужно сделать или собрать на следующий день. Здесь неоценима родительская поддержка.
Тем не менее, с раннего возраста стоит предлагать ребенку лишь минимально необходимую поддержку, укрепляя его самостоятельность и ответственность за школьные обязанности. Как это сделать? С самого начала школьного приключения вашего ребенка позвольте ему делать все, что он может. Обучение сверх сил тоже не принесет ожидаемых результатов.
Также не путайте помощь с заботой о ребенке.
Если вашему первокласснику задали написать несколько строчек в рабочей тетради - не ждите от него идеального почерка. Просто сядьте рядом и хвалите за усердие.
Цените старания ребенка, а не сосредотачивайтесь только на эффекте. С каждым разом рука вашего ребенка будет более эффективной, а взаимодействие глаз и рук - все более и более точным. Это обязательно приведет к эффекту в виде все более и более аккуратных узоров, а в будущем и букв. Тогда будет легче изучать более сложные темы.
Если вы позаботитесь о своем ребенке и выполните задание за него, он убедится, что не может выполнить задание самостоятельно. Он будет думать, что только мама или папа умеют их делать, так зачем вообще пытаться? Его энтузиазм к упражнениям утихнет, и позже его будет очень трудно восстановить.
Подходящие условия и спокойная атмосфера
Представьте, что вы записались на лекцию в области, которая вас очень интересует. Вы с нетерпением ждете этого, пока не наступит момент, когда вы сядете в зале и начнете слушать оратора. Вдруг выясняется, что в комнате много людей и перестал работать кондиционер. Несмотря на весь энтузиазм и позитивный настрой, ваша «перерабатывающая способность» с каждой минутой уменьшается... Концентрация ослабевает и через час вы только мечтаете выйти из душной комнаты и прыгнуть в бассейн с холодной водой...
Учеба в неблагоприятных условиях только отпугивает ребенка и делает его «невосприимчивым к знаниям».
Для того, чтобы ребенок получил знания, ему необходима правильно организованная среда. Покажите ему, как об этом позаботиться: проветрите комнату, установите освещение, сведите к минимуму количество отвлекающих факторов, максимально устраните ненужный шум.
Здесь важна не только сама среда, но и состояние ребенка. Сонный? Голодный? Отдохнул ли он после школы и есть ли сейчас силы немного поучиться?
Если вначале вы покажете своему ребенку, как правильно организовать свое учебное пространство и как позаботиться об его потребностях перед обучением, он сможет это сделать со временем самостоятельно.
Также не забывайте об эмоциональной атмосфере, которая сопровождает совместное обучение. Если вы вначале поддерживаете ребенка с домашним заданием, убедитесь, что между вами нет напряжения, злости, криков. Сложные эмоции, присутствующие во время обучения, «отключают» высшие мозговые процессы, отвечающие за способность логически мыслить, предсказывать, комбинировать факты, то есть очень затрудняют обучение.
Так что, если, например, вы пытаетесь что-то объяснить ребенку в третий раз подряд, он или она толком не понимает, и вы чувствуете себя все более и более злым и нетерпеливым? Прекратите учиться вместе, потому что в таких условиях это все равно неэффективно. Сядьте за эту тему на следующий день, когда ваши эмоции утихнут, или попросите партнера заменить вас. В любом случае - не допускайте и не поддерживайте ситуации, в которых обучение сопровождается тяжелыми эмоциями.
Эффективное обучение и планирование обучения
Иногда дети, особенно в начале школьных приключений, чувствуют себя подавленными в процессе обучения. Они не знают, как к этому приступить, они не знают, как планировать.
Несколько недель назад я была свидетелем такой сцены: во время урока русского языка во 2-м классе начальной школы учитель напомнил детям, что через два дня они начинают обсуждать книгу, заданную на лето, и спросил, кто прочитал ее. Лишь горстка детей подняла руку, а многие помнят только, что собирались что-то читать. Меня совершенно не удивило, что 8-летние дети не могли запланировать чтение книги,
Планирование - это навык, который развивается намного позже и которому учится ребенок. Но чтобы он научился этому, кто-то должен ему это показать. Вот почему так важно с самого начала поддержать в этой сфере.
Помогите ребенку разбить обучение на этапы. Вы можете нарисовать или записать следующие шаги. Помните, что они не должны быть слишком большими (метод «маленьких шагов» будет намного эффективнее) и что они должны быть адаптированы к способностям ребенка. После каждого завершенного пункта вычеркивайте его вместе с ребенком из списка. Это побудит его продолжить обучение и покажет ребенку, как много он уже сделал и что еще впереди. Этот метод дает ребенку ощущение влияния на ситуацию и усиливает мотивацию. Обучая планированию обучения, научите ребенка планировать и отдых. Это чрезвычайно важно
Понимание того, что мы изучаем
Вы помните знаменитый принцип три "З" из собственного опыта? (напомню: записать, заучить, забыть). Обучение на основе этого принципа может дать и давало краткосрочные эффекты в виде пройденного теста, к сожалению, не позволяет закрепить полученные знания, заинтересоваться или обогатить свои знания.
Мы учимся эффективно, когда активны в процессе обучения - когда что-то вызывает наши эмоции, интерес, побуждает «думать» и искать решения. Благодаря этому мы начинаем лучше разбираться в материале, а это позволяет закрепить его.
Поэтому стоит показать ребенку, чтобы он, если в этом нет необходимости, не заучивал наизусть, а старался понять данный материал. Что может быть полезно?
Если ваш ребенок изучает какой-либо новый материал, побудите его глубже задуматься о том, что он читает. Вы можете спросить, что он нашел в этом тексте наиболее интересным? А может с чем-то не согласен? Что он запомнил больше всего? Попросите их попытаться резюмировать прочитанное в трех предложениях. Найдите несколько примеров из реальной жизни принципа, который только усваивает ваш ребенок. Надо добиться того, чтобы ребенок был активным и старался самостоятельно «развивать» изученный материал. Это положительно повлияет на запоминание и пробудит интерес к науке.
Напоследок хочу подчеркнуть один важный момент. У большинства детей есть естественная потребность учиться и узнавать новое, когда они ходят в школу. Им нужна лишь небольшая поддержка в усвоении нескольких важных правил, связанных с организацией учебного процесса. Со временем дети становятся в этой сфере лучше и самостоятельнее. Однако их нельзя «торопить» в этом процессе, перегружать обязанностями или подвергать давлению. Мы, взрослые, должны помнить об этом в первую очередь.