Я наткнулся на аналогичную статью для актёров и подумал, что тему было бы идеально перенести на сценарное мастерство. Я вижу, что многие авторы приходят в профессию с ошибочными ожиданиями и убеждениями.
Сегодня я поделюсь 10 наблюдениями, которые я замечал на протяжении многих лет, и которые развеивают мифы. Кое-что из этого будет тяжело услышать. Но всё это поможет стать лучше. Давайте начнём!
5 КЛЮЧЕЙ К УСПЕХУ В РЕМЕСЛЕ СЦЕНАРИСТА
СОВЕТ 1 – ПИСАТЬ СЦЕНАРИИ - ЭТО ИГРА В ДОЛГУЮ
Это один из самых игнорируемых советов в мире. Я не могу сказать вам, сколько начинающих писателей приезжают в Голливуд, пишут 4-5 сценариев, и когда эти сценарии не потрясают город, возвращаются домой, утверждая, что они выложились полностью.
Вы говорите об овладении одним из самых сложных профессиональных навыков в мире: НАПИСАНИЕМ ФИЛЬМОВ. Если вы реально хотите преуспеть в этом бизнесе, вам нужно 7 лет. ОСОЗНАННЫЕ 7 лет (каждый день вы либо пишете, либо читаете, либо учитесь).
Я не знаю ни одного врача из 1000 лучших в мире, у которого не было бы по крайней мере 7-летнего образования. Так почему же вы решили, что сценаристам будет легче? Потому что это просто печатать буквы?
Я скажу вам вот что. Покажите мне врача, который может исправить пресловутый второй акт, и я заключу с вами (и с ним) контракт на 3 фильма в Paramount. Это тяжёлая работа. Примите долгосрочный подход, и ваши шансы на успех резко возрастут.
ШАГ 2 – ПИШИТЕ ТОЛЬКО СЦЕНАРИИ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ЗРЕЛИЩЕ, УМНУЮ ИДЕЮ, МОЩНЫЙ КОНФЛИКТ, ИРОНИЮ ИЛИ ГЛУБОКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ
По моему опыту, это единственные сценарии, которые создают достаточно шума, чтобы быть замеченными на чрезмерно насыщенном рынке.
Итак, зрелище: Парк Юрского периода.
Умная идея: три жениха просыпаются на следующий день после мальчишника, не помня, что произошло, и понятия не имея, где жених. Они должны найти его и доставить на свадьбу в течение 48 часов. (Мальчишник в Вегасе)
Мощный конфликт: Дочь мужчины похищена преступниками и, скорее всего, исчезнет навсегда в течение 72 часов, если он не спасет её. (Заложница)
Ирония: король с заиканием должен произнести идеальную речь, чтобы спасти мир. (Король говорит!)
Глубокие персонажи: сценарий "Виргинец", о Джордже Вашингтоне.
Что касается того, какие сценарии вам не нужно писать – все, что противоположны этим пяти. Хорошей отправной точкой является всё, что можно считать материалом "сценарист-режиссёр". Например, фильмы Вуди Аллена. Или "Нефть". Или "Страна садов". Или "Трудности перевода". Или "Семейка Тененбаум". Эти типы сценариев умирают ужасной смертью, когда они не связаны с гениями, которые их режиссируют.
Вам нужен сценарий, который работает на странице, а не смутное произведение, которое работает только тогда, когда великолепный режиссёр может экранизировать его.
ШАГ 3 – ЖАЖДИТЕ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ, КАКОЙ БЫ СУРОВОЙ ОНА НИ БЫЛА
Существует два вида сценаристов. Те, кто избегает критической обратной связи, позволяя себе жить в Матрице и никогда не принимать правду, и те, кто жаждет обратной связи, позволяя выявлять свои слабые стороны и работать над их улучшением.
Любители обратной связи улучшаются в 10, 20 и даже в 100 раз быстрее, чем те, кто отрицает обратную связь, потому что они на самом деле узнают, что они делают неправильно.
Я понимаю. Сценарий - это изолирующее, вызывающее страх ремесло, из-за которого вы можете целый год не слышать ни одного положительного ответа на то, что вы написали. И в этих обстоятельствах критическая реакция может привести к тому, что вы впадёте в депрессию.
Но вот в чём загвоздка. Отрицательная обратная связь на самом деле является положительной вещью. Нет ничего, что помогло бы вам стать лучше быстрее, чем обратная связь. Чем скорее вы перейдёте к такому мышлению, тем скорее ваше творчество начнёт процветать.
Любая обратная связь, которую вы можете получить, - это здорово, но чем более осведомлёнными будут люди (которые разбираются в написании сценариев), тем быстрее вы станете лучше.
ШАГ 4 – ИЗУЧИТЕ ПЕРСОНАЖА
Вы должны знать, как строить сюжет, как структурировать историю. Но если вы действительно хотите стать сценаристом, изучите персонажа.
Узнайте, как сделать персонажа привлекательным. Узнайте, как сделать персонажа интересным. Узнайте, как сделать персонажа “большим”. Узнайте, как создать арку персонажа. Узнайте, как создавать неразрешённые предыстории для персонажей. Узнайте, как создавать неразрешенные отношения между персонажами. Прочитайте плохие сценарии и узнайте, как “исправить” персонажей, которые не работают.
Правда в том, что любой может научиться писать сценарий с достаточной практикой. Так что конкуренция на этой арене бесконечна. Но число авторов, которые понимают как создавать персонажа, намного меньше. Так что, если вы сможете овладеть этим навыком, вы будете очень востребованы.
ШАГ 5 – РИСКНИТЕ
В фотоискусстве есть старая поговорка: “вы никогда не должны знать, какого роста фотограф". Идея в том, что плохие фотографы всегда делают снимки с уровня глаз (что позволяет вам точно знать, какого они роста).
Хорошие фотографы опустятся на колени, или на живот, или заберутся на самое высокое здание в городе, и всё это для того, чтобы сделать как можно более эффектный снимок. Имейте это в виду как сценарист.
Если вы собираетесь выделиться, вам нужно будет рискнуть. Вам придётся изучить различные методы повествования, разные типы персонажей, взглянуть на свои истории с разных сторон.
Я понимаю, что мой совет может показаться противоречивым. Я говорю вам, что вы можете и чего не можете делать с абсолютной уверенностью. И хотя в большинстве случаев я прав, ничто запоминающееся никогда не пишется без того, чтобы писатель не рисковал.
"Выпускник" не станет хитом, если Майк Николс будет следовать правилу, согласно которому ваш главный герой должен быть активным. "Криминальное чтиво" - это не феномен, если б Квентин Тарантино следовал мантре студии о том, чтобы сосредоточить вашу историю вокруг одного героя. "Снайпер" не стал бы хитом, если бы Джейсон Холл следовал мудрости о том, что военные фильмы в современном времени не приносят денег.
Вы ДОЛЖНЫ рисковать в каждом сценарии (или в двух-трёх), который вы пишете, если хотите, чтобы они выделялись. Ваши риски будут определять вас.
ПЯТЬ СУДЬБОНОСНЫХ ШАГОВ, КОТОРЫЕ ГАРАНТИРУЮТ ПРОВАЛ В НАПИСАНИИ СЦЕНАРИЕВ ☹
ОШИБКА 1 – ВЫ ПИШЕТЕ ТОЛЬКО ОДИН СЦЕНАРИЙ
Это, наверное, самая печальная ситуация, которую я вижу. Автор, который продвигает один и тот же первый сценарий каждый раз, когда вы с ним разговариваете.
Хотя нет ничего невозможного в том, чтобы проникнуть в индустрию с вашим первым сценарием (я видел, как это происходило три раза, однако в двух из этих случаев сценаристы пришли из других писательских кругов и, следовательно, знали, как рассказать хорошую историю), это крайне маловероятно по ряду причин.
Первые сценарии обычно автобиографичны и поэтому не продаются (увы, но ваша жизнь не всегда интересна). Автор ещё плохо знает своё ремесло, поэтому большая часть сценария написана небрежно.
Отсутствует объективность из-за того, что вы просматривали свой сценарий 5000 раз, переписывая, как правило, лишь переставляя шезлонги на "Титанике", а не удаляя айсберги. Это часто превращается в чёрную дыру под названием "не-становится-лучше". Если вы всё ещё цепляетесь за первый сценарий, вы цепляетесь за бесконечные неудачи. Расстаньтесь с ним.
ОШИБКА 2 – ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО СИСТЕМА ФАЛЬСИФИЦИРОВАНА
Продюсеры нанимают не только своих двоюродных братьев для съёмок фильмов. Режиссёры не только прослушивают подруг своей жены на главную женскую роль. Актёры работают не только со своими лучшими друзьями.
Ваши шансы на успех всё ещё высоки, даже если вы не еврей. Некоторые авторы хотят убедить себя, что вся эта индустрия основана на кумовстве. Эти пораженцы могут написать 50 статей, в которых рассказывается о людях, которые попали в кино только потому, что знали няню Стивена Спилберга.
Послушайте, эти истории существуют, если вы захотите их найти. Но так же как и статьи о людях, которые пришли из ниоткуда, которые никого не знали. Вот вам история. Вы знаете, кто такой Ларри Миллер? Он актёр.
Ларри Миллер был лучшим другом Джерри Сайнфелда, когда Джерри снимался в его шоу. Тогда все были уверены, что он получит роль Джорджа. Прослушивание было всего лишь формальностью. Но вы знаете, кому досталась эта роль вместо него? Джейсону Александеру. Парень, которого Джерри не знал. Сделать это было достаточно сложно, но не позволяйте своему разуму мешать.
Если вы верите, что только члены определённых каст получают работу сценариста, то это станет вашей реальностью. Но если вы действительно хотите добиться успеха, сосредоточьтесь на правде. Тяжелая работа и преданность ремеслу могут привести к карьере сценариста. Потому что это возможно. Я вижу, как это происходит всё время.
ОШИБКА 3 – ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО ЗНАЕТЕ, КАК СДЕЛАТЬ ЛУЧШЕ
Многие люди, которые занимаются сценарием, считают, что система сломана. Таким образом, их первые шаги в ремесле связаны не столько с написанием хороших историй, сколько с доказательством, что они знают как писать лучше других.
Я боюсь сценариста с мышлением "я знаю лучше” больше, чем любого другого сценариста, потому что знаю, что его сценарий будет вдохновлен гением, чью работу невозможно воспроизвести (например, Тарантино).
Я знаю, что это будет текст не менее 150 страниц, и я знаю, что, несмотря на то, что он написан с единственной целью бросить вызов всей системе, на самом деле это будет самый банальный сценарий, который я прочитал в тот месяц.
Большинство авторов выходят из этой фазы, когда понимают, насколько яростно индустрия отвергает эти сценарии. Но другие никогда этого не делают, продолжая использовать каждый из своих сценариев, чтобы сделать 160-страничный манифест имени себя.
Если вы собираетесь стать сценаристом, пишите, читайте и изучайте сценарий как можно больше. Научитесь уважать ремесло, а также деловую сторону вещей. Таким образом, когда вы действительно рискуете, вы делаете это с точки зрения знаний и стратегии, а не для того, чтобы сказать “пошел ты” той самой системе, в которую вы пытаетесь попасть.
ОШИБКА 4 – ВЫ НИКОГДА НЕ ПЕРЕПИСЫВАЕТЕ
Есть два типа сценаристов, которые не переписывают. Новичок, который только что начал осваивать ремесло. Они не переписывают, потому что им никто этого не говорил. И сценарист, который настолько высокомерен, что считает свои работы слишком хорошими, чтобы их можно было переписать.
Я собираюсь сказать вам кое-что прямо сейчас. Ни один сценарий, который вы написали менее чем в трёх драфтах, не будет хорошим. Слишком многого не хватает вашему сценарию, если вы его не перепишете. Завязки и развязки. Мощных персонажей. Понятного замысла.
"Умница Уилл Хантинг" был переписан 100 раз. Вот почему он получил премию "Оскар". Потому что они переписали всё, что не работало в сценарии.
Даже самым талантливым сценаристам я бы советовал написать не меньше шести драфтов и стремиться к десяти, чтобы быть в безопасности. До этого трудно получить сценарий в какой-либо читаемой форме, тем более удивить читателя.
ОШИБКА 5 – ВЫ НЕ ВЫСТАВЛЯЕТЕ СВОИ ТЕКСТЫ НА ВСЕОБЩЕЕ ОБОЗРЕНИЕ
Пару месяцев назад я смотрел документальный фильм о комиках под названием Misery Loves Comedy. У группы профессиональных комиков берут интервью. Некоторых я любил, некоторые мне нравились, а некоторых до этого считал несмешными. Как будто их шутки были достойны презрения. И всё же это были люди, которые зарабатывали деньги в этой профессии. Они действительно сделали на этом карьеру.
Это заставило меня задуматься. Как эти люди, которым явно не хватало таланта в выбранной ими области, смогли продвинуться так далеко? То, что я понял – единственная разница между ними и гораздо более смешным парнем с 9 до 5, сидящим дома на своём диване? Было то, что они пошли туда и сделали это.
Вместо того, чтобы прятаться за язвительными комментариями в интернете или ждать выхода следующего трейлера Кристофера Нолана, чтобы они могли пожаловаться на это в Твиттере, они писали шутки, отрабатывали их, находили места с открытым микрофоном и стояли перед зрителями отрабатывая на них шутки.
Когда шутка стреляла, они прятали её в копилку и пытались найти вторую шутку. И когда они снова слышали смех, они искали третью. Пока они в конце концов не набрали материала на выступление, которое их не смущало.
Опять же, единственная причина, по которой любой маргинальный комик зарабатывает деньги на своей профессии, заключается в том, что он ВЫСТАВИЛ СЕБЯ НА ВСЕОБЩЕЕ ОБОЗРЕНИЕ.
Были сотни тысяч сценаристов, которые никогда не добивались успеха просто потому, что они не выставляли свои работы на суд, чтобы их читали. Нельзя забить гол, если не нанести удар. Первый шаг к успеху - перестать жаловаться на всё, пойти написать что-нибудь и выложить это на всеобщее обозрение.
by Carson Reeves
Автор перевода: Сергей Литвинов.
Переведено в образовательных целях.
Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь в instagram и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.
Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.