Найти тему
Дневники Зеленого края

"Киты, косяки сельди и гигантские пузыри", или "лодочное безумие". 40 лет назад в Швеции началась "охота на русские субмарины"

День только начался а в береговой охране Швеции уже кипит работа. Взят след очередной "русской субмарины".
День только начался а в береговой охране Швеции уже кипит работа. Взят след очередной "русской субмарины".

Летом 2015 года представители шведской береговой охраны сообщили, что им наконец удалось то, чего они не могли проделать более 30 лет. Неподалёку от Аландских островов ими была найдена одна из неуловимых русских подлодок, которые так будоражили сонную жизнь Шведского Королевства. За несколько дней до этого таинственную субмарину вновь видели в шведских территориальных водах, а теперь обнаружили на глубине, на расстоянии трёх километров от побережья, не подающей признаки жизни. Газеты Королевства тогда сделали осторожные предположения о "Курске-2", а украинские активисты, вроде небезызвестного писателя-фантаста Яна Валетова, лили крокодильи слезы о брошенных в морских пучинах российских подводниках. Впрочем, эта радость продолжалась недолго. Шведские дайверы, из команды Оушен Икс-Тим сначала заявили, что лодка не относится к классу действующих. Затем их подводный манипулятор с камерой обнаружил кириллические надписи на борту, с характерным, "ять". Найденная субмарина " Сом" принадлежала к одному из первых типов мини-лодок, конструкции американского инженера Джона Филлипа Голдена. Она действительно имела отношение к российскому флоту, правда Императорскому. В начале 20 века "Сом" успел повоевать на трех военно-морских театрах, прославился почти самоубийственной атакой на японский миноносец и погиб в водах Балтики, после столкновения с шведским пароходом, в далёком 1916-ом.

Лодки типа Сом имели на вооружении одну единственную торпеду, ходили под водой с черепашьей скорости и одиночная атака на них граничила с самоубийством. Однако русские моряки регулярно проделывали такой фокус. Фото из Яндекс-коллекции
Лодки типа Сом имели на вооружении одну единственную торпеду, ходили под водой с черепашьей скорости и одиночная атака на них граничила с самоубийством. Однако русские моряки регулярно проделывали такой фокус. Фото из Яндекс-коллекции

Случай с древним "Сомом" стал одним из характерных эпизодов большой игры шведских военных моряков, которую в соседней Финляндии называют "лодочным безумием". Примерно два-три раза в год корабли военно-морских сил и береговой охраны пускаются в очередной поиск "русских субмарин", якобы ведущих зловредную деятельность возле побережья Королевства. Россияне, как всегда, оказываются слишком проворными и хитрыми и все затихает до следующего раза.

Шведские корабли, поднятые по тревоге опять гоняются за неуловимыми русскими подлодками. Результат, как говорится, немного предсказуем. Фото с беспилотника. Твиттер шведской береговой охраны.
Шведские корабли, поднятые по тревоге опять гоняются за неуловимыми русскими подлодками. Результат, как говорится, немного предсказуем. Фото с беспилотника. Твиттер шведской береговой охраны.

Юмора в эту ситуацию внес датский профессор Магнус Уолберг, рассказавший что звуки, доводившие до паранойи шведских адмиралов, оказались пузырьками воздуха, которые в стрессовых испускают балтийские сельди. Именно эти "шипящие шумы" долгое время принимались гидроакустиками Королевского флота за работу двигателей секретных российских, а до этого советских субмарин.

История с "лодочным безумием" началась ровно сорок лет назад, когда местные рыбаки действительно обнаружили советскую лодку проекта 613, самого массового типа отечественных дизель-электрических субмарин в послевоенной истории. Корабль "случайно" сел на мель неподалёку от базы местных ВМС Карлскруна и по официальной версии, зашел в шведскиую акваторию, просить о помощи. Советские лодки частенько тайком наведывались в территориальные воды Королевства, дабы, так сказать, держать руку на пульсе. Несмотря на нейтральный и неприсоединившийся статус, у военных шведы считались недружелюбным государством, имеющим тесные связи в европейскими армиями стран НАТО. Лодку тогда пришлось выручать с помощью шведских специалистов. Советских спасателей к операции не допустили. Инцидент считался исчерпанным после того, как СССР принес официальные извинения и оплатил все расходы по спасательной операции. Но этот случай нанёс столь глубокую психологическую травму шведам, что теперь за русские субмарины они принимают, извиняюсь, каждый селёдочный пук, и любого морского обитателя, размером крупнее редкого балтийского тюленя.

Симпатичный балтийский тюлень недоволен повышенной активностью шведских ВМС. Но что делать, если у людей такая традиция.
Симпатичный балтийский тюлень недоволен повышенной активностью шведских ВМС. Но что делать, если у людей такая традиция.

Тема давно стала любимой у скандинавских стендаперов и авторов юмористических передач. Они обожают пошутить на тот предмет, что мифические русские лодки остались последним реальным обоснованием того, что Швеция содержит столь серьезный военный флот и что "охоту за российскими субмаринами" следует включить в программу очередной летней Олимпиады. Селедочное газоиспускание тоже стало предметом бесконечных острот. Такая ситуация в Швеции, в принципе, выгодна всем. Сатирики шутят, военные под " русскую угрозу" выбивают из государства дополнительные ассигнования на флот, редакторы повышают тиражи газет, а у благополучных жителей Королевства появляется повод почесать языки о том, что флот уже не тот и всё никак не может взять за корму этих неуловимых россиян. И никакие научные доводы теперь не помешают береговой охране и флоту Швеции вновь бросить все силы на поиск источника таинственных звуков, кто бы их не произвел. Селёдки, киты или настоящие подводные диверсанты.

У Швеции довольно современный дорогостоящий флот, к примеру, такие стелс-корветы типа Висбю. Но злые языки говорят, что непойманные российские лодки остаются единственной причиной такого тражирства. Фото из твиттера ВМС Швеции.
У Швеции довольно современный дорогостоящий флот, к примеру, такие стелс-корветы типа Висбю. Но злые языки говорят, что непойманные российские лодки остаются единственной причиной такого тражирства. Фото из твиттера ВМС Швеции.

Ставьте нравится и подписывайтесь на канал, если материал показался вам интересным. Спасибо.