Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

Как работало следствие на Руси? История девушки «жившей с чёртом»

Специфика моей работы в настоящее время предполагает поиск разных локальных сюжетов из истории нашей необъятной. Поэтому я продолжаю вытаскивать из разных научных изданий интересные эпизоды, привлекшие внимание учёных. Сегодня у нас на повестке мистический детектив прямиком из Вологодской области.

Деревня Павлецово. Жизнь маленького крестьянского селения в Тотемском уезде была тихой и спокойной. До того момента, как одним весенним днём 1632 года всех не потрясла кровавая трагедия.

Зажиточный крестьянин Дружина Игнатьев сын Шихов доложил волостному судейке о найденном им во дворе теле. Труп принадлежал его снохе Олене и что произошло с женщиной оставалось загадкой. Местный воевода задержал Шихова до выяснения обстоятельств и повелел провести в волости повальный обыск, чтобы узнать обстоятельства смерти Олены. Особенно интересовало властей, не убил ли женщину кто-то из родственников и не причиняли ли близкие Олене какого-либо "притеснения". Понятия "доведение до самоубийства" тогда не существовало, однако суть оставалась примерно той же.

По просьбе самого Дружины Шихова был также допрошен и игумен Тотемского Суморина монастыря Галактион. В ходе следствия выяснилось, что игумена "призывала в волость" мать Олены еще до её смерти из-за желания покойницы постричься в монахини.

Перед обрядом Галактион задавал женщине различные вопросы, среди которых также был "для чево де хошь постричись, а с мужем не живешь?" На что Оленка ответила, что с мужем ей жить невозможно из-за "черного недуга", что держит её. На последовавшие вопросы игумена Олена пояснила, что живёт она "с нечистым духом, с чертом". Постриг, в итоге, не состоялся, а игумен отмазался от проведения обряда тем, что девка де "была молода".

Дело завершилось признанием самоубийства Олены, а её свекор Дружина был освобожден из-под стражи. В общей сложности расследование продолжалось с середины марта до начала августа 1632 года.

Данное дело является документальным подтверждением представлений, бытовавших в обыденной жизни людей XVII века. Признание Оленой как факта сожительства, так и одержимости "черным недугом" вполне ясно дают понять, что народный взгляд на "бесовщину" и формы её проявления могли отличаться от агиографических
(т.е. богословских). Конечно, не совсем ясным остаётся факт, откуда взялись следы от ударов на теле Олены (на руках, ногах и хребтине), однако по итогу обыска, изысканий и допроса свидетелей, воевода сделал вывод, что травмы и фатальный порез Олена нанесла себе сама.

"...Дружинку Шихова из-за поруки велел освободити [велел и поголовных денег имать не велел, потому что стало знатно, что та Оленка умерла своею смертью], потому что по обыскам и по скаске игуменской до него Дружинки в убойстве невестки его Оленки дело не достало".

После трагической гибели Олены, Шиховы переселились на соседний починок Горбенцево. В ряде сохранившихся документов от 30-40-х годов XVII века упоминается зажиточный крестьянин Царевской волости Василий Шихов. Род Шиховых владел землями на реке Цареве вплоть до начала XX века.

По мнению некоторых историков Олена послужила прототипом для главной героини Повести о бесноватой Соломонии, созданной в Устюге во второй половине XVII столетия. Героиня повести также была одержимой, что не мешало ей, при этом, "сожительствовать" с чёртом. Подобные сочетания для русской агиографии были редкостью, поэтому в научной среде разразилась целая дискуссия о времени создания памятника. Долгое время ученые не могли прийти к единому решению, пока наконец из фондов РГАДА не было поднято уголовное дело из Тотемского уезда.