В соответствии с нормами трудового законодательства при оформлении трудовых отношений, работодатель обязан начать вести учет трудовой деятельности работника. Одним из обязательных документов, которые должен вести работодатель является трудовая книжка.
Что изменилось.
С 01 января 2020 года в соответствии со ст. 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель формирует в электронном виде основную информацию о трудовой деятельности и трудовом стаже каждого работника (далее - сведения о трудовой деятельности) и представляет ее для хранения в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации. То есть введен новый формат документа – электронная трудовая книжка.
В сведения о трудовой деятельности включаются
· информация о работнике,
· месте его работы,
· его трудовой функции,
· переводах работника на другую постоянную работу,
· об увольнении работника с указанием основания и причины прекращения трудового договора,
· другая предусмотренная Трудовым кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом информация.
Порядок перехода на электронную трудовую книжку.
В соответствии с Федеральным законом от 16.12.2019 N 439-ФЗ в 2020 году каждого работника должны были письменно уведомить об изменениях в трудовом законодательстве, связанных с формированием сведений о трудовой деятельности в электронном виде, а также о праве работника путем подачи работодателю соответствующего письменного заявления сделать выбор между продолжением ведения работодателем трудовой книжки в бумажном виде или ведения электронной трудовой книжки путем предоставления работнику сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
Далее каждый работник по 31 декабря 2020 года включительно должен был подать работодателю письменное заявление о продолжении ведения работодателем трудовой книжки в бумажном виде или ведения электронной трудовой книжки путем предоставления работнику сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
В случае, если работник не подал работодателю ни одного из указанных заявлений, работодатель должен продолжить вести его трудовую книжку в бумажном виде.
Работнику, подавшему письменное заявление о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности, т.е. ведении только электронной трудовой книжки, работодатель должен был выдать работнику трудовую книжку в бумажном виде на руки и освободиться от ответственности за ее ведение и хранение.
При выдаче трудовой книжки в бумажном виде в нее должна была быть внесена запись о подаче работником заявления о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
За работником, воспользовавшимся своим правом на дальнейшее ведение работодателем трудовой книжки в бумажном виде, это право сохраняется при последующем трудоустройстве к другим работодателям.
Работник, подавший письменное заявление о продолжении ведения работодателем трудовой книжки в бумажном виде, имеет право в последующем подать работодателю письменное заявление о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности, т.е. ведении только электронной трудовой книжки.
Для внесения в электронную трудовую книжку сведений о периодах работы, которые содержаться в трудовой книжке бумажного вида, необходимо обратиться в органы Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о включении в информационные ресурсы Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о трудовой деятельности за периоды работы и (или) профессиональной служебной деятельности до 1 января 2020 года.
Без права выбора.
Согласно тому же Федеральному закону от 16.12.2019 N 439-ФЗ:
Лицам, впервые поступающим на работу после 31 декабря 2020 года, трудовые книжки не оформляются.
Лицо, имеющее стаж работы по трудовому договору, может получать сведения о трудовой деятельности:
- у работодателя по последнему месту работы (за период работы у данного работодателя) на бумажном носителе, заверенные надлежащим образом, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (при ее наличии у работодателя);
- в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг на бумажном носителе, заверенные надлежащим образом;
- в Пенсионном фонде Российской Федерации на бумажном носителе, заверенные надлежащим образом, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью;
- с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Новая форма трудовой книжки.
01 сентября 2021 года вступает в силу постановление Правительства РФ от 24.07.2021 N 1250 "Об отдельных вопросах, связанных с трудовыми книжками, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Установлено, что с 01 января 2023 года вводятся в действие трудовые книжки нового образца.
Имеющиеся у работников трудовые книжки ранее установленного образца действительны и обмену на новые не подлежат.
Имеющиеся у работодателей бланки трудовых книжек и бланки вкладышей в них старого образца действительны и могут использоваться без ограничения срока.
Документы, утратившие силу.
С 01 сентября 2021 года признаны утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 г. N 225 "О трудовых книжках" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 16, ст. 1539);
пункт 46 изменений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 г. N 51 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 8, ст. 663);
постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 2008 г. N 132 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 г. N 225" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 10, ст. 930);
постановление Правительства Российской Федерации от 19 мая 2008 г. N 373 "О внесении изменения в Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 21, ст. 2456);
пункт 25 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2013 г. N 257 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 13, ст. 1559).
Не забудьте сделать репост! Благодарю за внимание!