Найти тему
LingvorkritiK

Доброе слово и кошке приятно или погладьте своего внутреннего котёнка

Недавно я поймала себя на мысли, что мне грустно. Просто так, особых причин не было. И тут мне пришлось сильно-сильно подумать, чтобы понять, в чём же причина моей тоски-печали.

Думала-думала и поняла — меня давно никто не хвалил. И не то чтобы я прямо в этом очень остро нуждалась, наоборот — уже очень давно я привыкла к тому, что самое важное — это то, что я сама думаю о себе, своих успехах и провалах. И вдруг...такое. И, знаете, ничего удивительного — нам всем периодически нужно, чтобы кто-то нас хвалил, а ещё лучше — поддерживал и верил в наши стремления и безумные мечты.

И тут же ко мне пришла и другая мысль: уж чем-чем, а похвалой своих учеников я редко обделяю. Мне всегда было как-то странно, когда родители детей, которых я обучала, говорили мне на первом занятии (или ещё до него): "Ну вы с ним/ней построже, построже". Нет, я не ангел во плоти, не идеальный педагог и не психолог. Но почему-то я всегда чуяла, что "построже" вообще не работает, если вкладывать в это именно тот смысл, который подразумевают наши мамы и папы. А именно: главное, чтобы ученик тебя боялся. Ведь боится — значит уважает, значит не будет шалить, баловаться и отвлекаться.

А как же похвала, а как же поощрение? И вот тут мы подошли вплотную к проблеме: похвала у нас воспринимается почему-то как что-то лишнее, что-то, в чём нет необходимости. Нас так учили родители с пелёнок, потом учителя в школах и даже преподаватели в институтах усердно закрепляли в наших головах установку: "Хвалить нельзя — ругать". Наше общество считает, что гораздо важнее указать человеку на его промахи и недостатки, чем отметить его заслуги или морально поддержать.

О причинах именно такого отношения можно говорить много и долго, но результат один — мы перестаём думать, что заслуживаем хоть какой-то похвалы, даже просто слов из разряда "Молодец, продолжай в том же духе", не говоря уже о более развёрнутой обратной связи. А дальше срабатывает установка: "Меня не хвалят, потому что это вообще не нужно. Следовательно, хвалить вообще не нужно никого, а уж себя — тем более". Или ещё хуже: "Меня хвалить нельзя, потому что я недостоин, ведь я не делаю ничего особенного, все так могут".

Вот мы и не хвалим, верно? А потом удивляемся, почему ничего не хочется делать, самооценка страдает и кажется, что любой лучше нас? Потому что мы не замечаем своих достижений и концентрируемся на провалах.

На занятиях мои ученики часто говорят мне, что у них ничего не получается, что они какие-то не такие, что им вообще не дано и ещё много всего, отчего становится обидно за них. И я тут же нахожу слова, которые их утешат, подбодрят и вселят оптимизм. Потому я и вправду вижу все их достижения, успехи и даже самый-самый маленький прогресс. И да, даже когда им самим кажется, что они топчутся на месте и нет никаких позитивных сдвигов.

Но гораздо сложнее и важнее хвалить себя самим. Ведь истинная мотивация не в словах наставника и не в самом успехе — она в нашей реакции на всё это. То есть — внутри нас. Это значит, что даже, когда никто не хвалит, не говорит, какой ты молодец и не вручает приз, всегда можно и нужно найти возможность поощрить себя самому.

Вы скажете, что это уже все стопицот раз говорили, что подобными постами завалены все соцсети. Ну конечно, я всё это знаю, и ВСЕ ЭТО ЗНАЮТ. Тогда почему же до сих пор я повторяю это раз за разом всем своим ученикам, а главное — себе? Потому что знаю, что это одновременно и просто, и сложно, и важно. Потому что мы так часто об этом забываем и закапываемся в собственных комплексах, страхах и провалах.

Помните эти золотые слова про кошку из заголовка и почаще гладьте своего внутреннего котёнка чешите ему за ушком) Не бойтесь — вы себя не перехвалите. Уж чего-чего, а ваших ошибок не пропустят, всегда найдётся тот, кто вас захочет поругать. Так не добавляйте себе "ругателей" в своём же лице.

Лучше заведите себе какой-нибудь блокнот достижений, куда будете себе каждый день записывать очки за все-все успехи. Выучили 1 новое слово — очко, досмотрели пятиминутное видео на английском до конца — 2 очка, спросили у носителя, как пройти в библиотеку —100 очков!

Сложно с непривычки, да? Но стоит только начать —и втянетесь, потом ещё и понравится ведь))

Хотите ещё полезностей и интересностей? Подписывайтесь, чтобы мне было для кого их писать😉