Как сейчас живет город на стыке культур.
Фраза из заголовка не выдуманная, так ответил таксист на запрос "отвезти в турецкий квартал"
А такой на грузинском Черном море все-таки есть. И совсем рядом с красивой площадью Пьяцца, буквально в трех шагах.
Вот еще резные чугунные балкончики для хозяек и вывески с аджарули, а через дорогу уже минарет, надписи с двойными точками над буквами U и О, халяль, разноцветный рахат лукум и баклава - ну если не Стамбул, то хотя бы привычная туристическому глазу Алания.
И женщины на улицах сплошь в черных накидках. Но, несмотря на всю стихийность батумской застройки, эту часть города не видно и не слышно, если специально не пытаться искать.
Еще пару пролетов и впереди - набережная снова с грузинскими башнями и огоньками.
И только Фонтан чачи снова возвращает к турецкой культуре (это уменьшенная копия мечети в Измире).
Говорят, это одна из причин, почему чачу в бювете все-таки больше не льют.
Турецкое влияние в Аджарии
Аджария, как, впрочем и значительная часть балканской Европы (Румыния, Сербия, Черногория, Босния и Герцеговина) в XIX веке была частью Османской империи. Жители подконтрольных территорий не только платили дань, но испытывали сильное давление со стороны представителей другой веры. Все закончилось поражением Османской империи в Русско-Турецкой войне и мирным Сан-Стефанским договором (который позже уточнили на Берлинском конгрессе).
Территория современной Аджарии вместе с Батуми отошла Российской империи, а потом и независимой Грузии.
Период турецкого влияния отменить нельзя, но это всего лишь один из периодов, трудно считать этими земли исконно турецкими. Но не все с этим фактом согласны.
Как появился квартал
Очень просто - люди просто покупают землю или жилье.
Есть два типа земли в грузинском кадастре - обычная и для сельхоз нужд. Последнюю иностранцу купить не получится - и тут дело не в виде на жительство, постоянный он или временный, ключевое - гражданство. А вот землю, которую не предстоит обрабатывать, купить могут все. Процедура очень простая и максимально прозрачная: выбираете кусок территории, подаете на сайте tas.ge заявку и спустя 3 недели в случае одобрения выходите на аукцион. Если ваша цена остается последней, вы становитесь собственником земли в Грузии.
К слову, многие это делают с замахом получить после гражданство и связанные с ним преференции (безвизовая Шенген зона и выход на гринкарту - но это уже совсем другая история).
Главное - купить землю можно и довольно легко. А там уже что хочешь на ней, то и делай - кафе/сад/школу с разным уклоном.
Из рассказа Гульнары, хозяйки нашей съемной квартиры:
Мне тоже так предлагали: детей берут в сад, там и питание, и обучение, и уход, платить почти ничего в сравнению с частным грузинским, но они с 2х лет по нескольку раз там молятся, по-своему воспитывают детей. Или взрослым уже ребятам предлагают место в университетах Стамбула, с общежитием и стипендией.
И те, вероятно, возвращаясь домой, несут с собой уже ценности новой культуры. Вот такое едва заметное проникновение. К тому же, часть бизнеса уже сейчас переходит в руки иностранцев (например, автобусный парк сети Metro).
Конечно, это может и злить, и пугать. Хотя на кого серчать-то?
Батуми поликультурный
Кроме упомянутого квартала есть и другие: в Батуми сильные еврейские и армянские общины.
А сколько здесь славянских экспатов - ей-богу, русскую речь слышишь в разы чаще, чем в том же Тбилиси.
Город красивых людей
Я раньше говорила, это не мой город. Слишком шумный, слишком расслабленный, слишком эклектичный. Но в эту поездку присмотрелась поближе. И индикатором стал мой неподъемнейший чемодан, самый большой из линейки American Tourister, и закрывала его я с большим с трудом.
Сначала мужчины с улицы подняли его без лифта на пятый этаж, потом когда у меня не вышло катить это чудовище по брусчатке, водитель джипа остановился на переходе, собрав за собой пробку, и просто молча отнес его на другую сторону на руках, а дальше батоно Гиоргий из службы велопроката стерег его под пальмой, чтобы мы смогли два часа до поезда погулять (на морвокзале были закрыты все камеры для хранения). И никто не брал денег, которые я в благодарность настойчиво отдавала. Не знаю, что там кто кричит про политику, отношения между людьми говорят о другом.