Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала. Если задать вопрос - какой поезд самый известный в России, большинство, вполне логично ответит: «Красная Стрела». И действительно, этот поезд, связавший две столицы в 1931 году по праву можно называть «поездом номер один».
В свой первый рейс «Красная Стрела» отправилась 9 июня 1931 года в 01:30 ночи. В Москву поезд прибыл в 11:20 минут. Таким образом, время в пути составило 9 часов и 50 минут. Поезд двигался со средней скоростью 70-90 километров в час, что по тем временам воспринималось как нечто новое и необычное.
Первый состав «Красной Стрелы» состоял из 12 деревянных вагонов, которые были выкрашены в синий цвет. На каждом вагоне красовались надписи - «Красная Стрела», «Red Arrow» и «Express», а сами вагоны окрашивались в синий цвет. Дело в том, что по дореволюционной классификации, именно в синий цвет окрашивались вагоны первого класса, в которых путешествовала аристократия.
Из этих 12 вагонов было 7 жёстких купейных (причём полки были действительно жёсткими - гнутая фанера, никаких матрасов), 3 мягких купейных, 1 багажный и один спальный вагон. К слову именно в «Красной Стреле» впервые появились спальные вагоны (СВ). Верхних полок не было, вместо них красовались зеркала и светильники.
Также «Красная Стрела» была совершенно новым уровнем по сервису. Именно в ней придумали выдавать пассажирам в дороге настольные игры: шашки, шахматы и домино.
Лазарь Каганович лично позаботился о командированных чиновниках, которые получали суточные за день отправления, при том, что до его конца оставалось всего 5 минут. Ведь поезд отправлялся в 23:55, причём это расписание сохранилось и по сей день.
«Красная Стрела» в период войны
24 июня 1941 года в связи с началом Великой Отечественной войны «Стрела» была отменена. Составы были законсервированы: один в бывшем «Царском павильоне» у Обводного канала, другой на станции Цирульск.
После снятия блокады, вновь «Красная Стрела» отправилась 20 марта 1944 года. За время войны главному ходу Октябрьской магистрали был причинён весомый ущерб, из-за чего время в пути составило 16 часов. В состав также была включена бронированная платформа с зенитной установкой.
Послевоенное время
В 1952 году деревянные вагоны в составе «Красной Стрелы» сменили цельнометаллические. Однако состояние дороги после войны все ещё не позволяло развивать поезду большую скорость. Так, например, в 1954 году время в пути «Стрелы» составляло 11 часов и 15 минут. Тогда состав вели паровозы серии «С» и «СУ».
Проведение работ по восстановлению Октябрьской магистрали, а также введение в эксплуатацию новых паровозов, производства Коломенского завода, П36, позволило уменьшить время в пути до 9 часов 30 минут.
С конца 1958 года «Стрела» уже ходила под тепловозом ТЭ7, а в 1962 году вагоны были выкрашены в уже привычный - тёмно-красный цвет. После отмены остановок, а также введением электровозов ЧС2 и ЧС2Т, время в пути удалось довести до 8 часов 30 минут. С 1976 года состав был обновлён новыми ГДРовскими вагонами марки «Аммендорф».
Сейчас «Красная Стрела» ходит с новыми вагонами, изготовленными в 1998 на ТВЗ, под электровозами ЭП2К или ЧС200 и отправляется по прежнему в 23:55. К слову в этом году, поезд отметил свой 90-летний юбилей. Также в 76 году появился дублёр «Стрелы» - ныне известный как «Экспресс» или «Тройка», тогда он отправлялся в 23:59, ныне в 23:30.
Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!
Читать далее:
► Эволюция лавок в электричках. От жёстких деревянных скамеек и диванов из поролона до мягких кресел.
► «Мягкие» и «Жёсткие» пассажирские вагоны. Что это за деление и сохранилось ли оно по сей день?
► «Зачем нужен поезд дальнего следования, если на самолёте быстрее и удобнее?» - твердят на форумах. И правда, зачем?