О хороших, о самоотверженных трудягах сегодня ни слова! Готова к дизлайкам. Но когда говорить об этом, как не в августе?
Всё больше раскручивается маховик конфликтов: учителя и школьники, учителя и родители школьников. Каждая сторона видит проблему только с одной стороны. В этой статье я не буду касаться точки зрения родителей, их иногда судьбоносных ошибок. Всего не охватишь. Постараюсь показать учителям их «зеркало». Предупреждаю:
1. Я не виню всех учителей поголовно. Сейчас, не на педсовете, не перед всеми, будьте честны: а может, всё-таки в невысоком уровне образования сегодняшнего поколения, в нелюбви к школе есть вина и учителей?
2. Описанные недостатки могут быть несистемными, в таком случае к учителю нет претензий. Жизнь есть жизнь.
Начну с эпизода из жизни. Недавно встретила директора одной из наших школ, с которой у меня в мою бытность методистом сложились хорошие отношения (мы с ней даже вместе ездили на региональный этап «Учителя года» и вытянули её учителя, но это так, к слову). В разговоре она говорит: «Что можно требовать с учителей, если они завалены отчётами?»
Не знаю, может, уж действительно на уроке надо постоянно оформлять статистические данные, может, уже и к уроку не надо готовиться? Но то, что я, учитель, проработавший 34 года, во время работы в методцентре видела ИНОГДА на уроках – это следствие не перегрузки, а элементарного непрофессионализма. А сейчас, готовя детей к ЕГЭ индивидуально, я вообще ИНОГДА в шоке (хотя и не звезда – шутка!)
1. Прочитайте об увиденном-услышанном мною и делайте выводы.
· Приведу диалог с ученицей:
-А правда, сейчас классно быть учителем?!
- ?
- А что, в начале урока включают нам презентацию. И мы должны списывать. До 30-40 кадров.
· Продолжу тему использования технических средств. Урок литературы, «Война и мир». Учительница, решив покорить проверяющего, 20 минут (!!) показывает на экране сцену бала Наташи Ростовой. Единственный комментарий касается обаяния героини, учительница обращает внимание и на деталь: посмотрите, как грациозно она танцует и поднимает руку. ЗАЧЕМ?? На что потрачено время?? Неужели действительно кто-то верит, что эта картинка покорит сердца современных детей? Где обсуждение мысли автора? На что ушли остальные 18 минут ( я откидываю эти «дурацкие» смайлики в конце урока, оценивание и запись д/з) – это отдельный разговор для специалистов.
· Или урок химии (да собственно говоря, какая разница, какой предмет?!). Учитель составил красивую презентацию. Больше половины урока она демонстрирует слайды и ЧИТАЕТ С ЭКРАНА!! Зачем? Где развитие мыслительной деятельности и всего прочего?? Настоящего эффекта не будет однозначно, потому что, по меньшей мере, нет никакого контакта учителя с учениками, скучно.
· А злосчастные «проекты»? Так называют всего-навсего создание учениками примитивных презентаций по заданной теме. А некоторым учителям надо даже объяснять различия между презентацией и проектом.
· А ещё, мягко говоря, нехорошо, когда учитель скачивает тесты, которые не очень-то и соответствуют пройденному материалу в его конкретном классе, с последующими комментариями о бестолковости учеников.
2. Теперь о подготовке к ОГЭ, ЕГЭ, ВПР. В основном жалуются, что на уроках только и делают, что натаскивают. Спасибо тем, кто учит! Кланяться им надо в пояс. А разве вы не знаете об учителях, которые работают вот так:
Поднимите руку, кто занимается у репетитора? Хорошо, подготовитесь. – Это, конечно, уже крайне редкий вариант, но он существует!
Или другая позиция: постоянно даются тренировочные работы в формате ОГЭ, ЕГЭ. При этом не объясняется, как выстроить рассуждение, какие знания необходимы, как избежать ошибок. – Вот таких о-очень много. Если вы так делаете, это плохо! Учитель обязан разобраться со всеми нюансами заданий! Неужели это зависит от необходимости написать очередной отчёт?
Описываю ещё один, думаю, не очень редкий случай. Ребёнок (среднее звено) говорит, что учительница сказала подготовиться к ВПР. Я, конечно, сразу ищу в интернете примерный вариант…и вижу, что он очень сложный для ребёнка, потому что о необходимых знаниях и навыках говорилось на уроках только вскользь. И настолько вскользь, что отличник в ступоре. Я распечатываю лист с заданиями и даю ученику с просьбой показать учительнице. Оказывается, её разве что удар не хватил! Она не смогла дальше вести урок: такое было потрясение. Это как, она даже не посмотрела? Систему ВПР, конечно, необходимо или убирать, или менять (например, разрешить проводить в рамках контрольных по теме и с учётом реально пройденного материла). НО то, что многое из представленного в работе дети должны знать, неоспоримо. И не знают они не потому, что тупые. А потому что не обращали внимания. (Я не говорю о вопиющих случаях, когда задания не соответствуют возрасту и классу). Значит, надо при составлении КТП учесть, где сделать акцент на каких-то знаниях и навыках.
3. Многое в освоении необходимого материала зависит от того, как объяснили. Есть 2 крайности.
Существуют неединичные случаи, когда на этом этапе даётся самостоятельная работа: читать! А потом ба-бах – и контроль. И вот ведь дети « дураки» какие! Невозможно их научить! Да, я очень люблю самостоятельную работу с учебником, но сложные темы, совсем новый материал … Какой толк от прочтения, если дети, даже выпускники, ПОЛОВИНЫ слов не понимают? А задать вопросы … разный может быть результат. Вы когда-нибудь видели, что они там в это время делают? Такой «метод», конечно, проверяющим не покажут. Но есть ведь, есть!
А некоторые, наоборот, так любят рассказывать, так упиваются, что много знают, что совсем не остаётся времени на ту самую необходимую самостоятельную работу. Из жизни: урок литературы, творчество Тютчева. По базовому плану 2 часа. 25 минут(!!) учитель рассказывает о семье, о личной жизни поэта. Вот скажите – зачем? Да, интересно, эмоционально, со слайдами. Но это поможет в понимании художественных особенностей стиля Тютчева? Стихи читались учителем, звучали в записи. Но об особенностях, о мировоззрении автора, лежащего в основе его поэтики, сказать было некогда. Как и некогда было полюбоваться красивым поэтическим словом. Ну, запомнят ( в лучшем случае) дети то, сколько раз был женат, запомнят название того стихотворения, которое выучат «по выбору», выполнят дома с кем-нибудь или плохо элементарный разбор, но НЕ полюбят ни Тютчева, ни литературу.
Да, видела и таких заслуженных, которые повторяли почти слово в слово текст учебника. Я понимаю, что в обычном режиме возможны и другие варианты объяснения. Но ведь можно было лучшее показать. Значит, это лучшее?
4. Кроме других очень важных проблем, остановлюсь на проверке домашнего задания, анализе контрольных. Чего ж не будут возмущаться родители, если тетради часто не проверяются, ошибки не обсуждаются! Знаю, что по некоторым предметам оплата не предусматривается. Но как-то так не по себе. А зачем тогда всё? Это главный пробел, из-за которого ученики ничего не знают. С этим этапом урока у НЕКОТОРЫХ учителей полный «завал». Да лучше ничего лишнего не вводить, но полноценную работу над ошибками сделать! Даже если не успели всё проверить, по 5-6 работам можно увидеть типичные ошибки и объяснить, в чём «беда» учеников.
5. А элементарно - что мешает молодому учителю встать из-за стола, а не сидеть весь урок?
И вообще самое плохое, когда учитель уверен в своёй непогрешимости.
6. Наверное, мне надо остановиться. Хотя есть ещё что сказать.
Чтобы я не читала в комментариях обвинения, что не имею право судить учителей, расскажу о себе. 34 года за учительским столом: 7 лет в нач.школе (не было места по спец-ти), остальные годы в средней и старшей школе, параллельно преподавала на заочном отделении пед.ин-та. И только потом, когда по семейным обстоятельствам пришлось уйти из школы, 5 лет в методцентре ( и у меня, учителя рус.языка и литературы, никогда не было конфликтов с учителями городского МО естественных наук, которое я курировала. Потому что методика – она и в Африке методика). Я не злюка. Душа болит.
И последнее. Мне интересны не столько «лайки»-«дизлайки» (хотя и это много говорящий показатель), а обсуждение. Думаю, что проблема всё-таки серьёзная. Надо правде посмотреть в глаза и не жить по принципу «война всё спишет». Продолжение будет обязательно! Даже если реакции будет недостаточно. Если 2-3 человека задумаются, уже хорошо.
Пожалуйста. Отзовитесь!