СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности. Раньше ( да и сейчас, что уж там) это и за диагноз-то не считали. Сложный, шебутной, дурно воспитанный, избалованный - какой угодно, но только не «с особенностями развития».
Но эти дети не больные, нет. Да, их мозг работает по-другому. Они отличаются в поведении от нормотипичных детей. Но сдвг-шек все больше. И с этим нельзя не считаться.
«По подсчетам ученых, сегодня примерно 10-12 процентов детишек - с синдромом дефицита внимания и гиперактивности? - говорит заведующая кафедрой психологии университета "Синергия", кандидат психологических наук Марина Позина. - А в некоторых странах этот показатель уже превысил порог в 30-35 процентов! И когда говорят о личностных особенностях поколения Z (это дети, рожденные после 2000 года), то среди основных характеристик, на которые указывают исследователи, – наличие СДВГ».
Поставить такой диагноз врачи могут ближе к 5 годам: до этого возраста спонтанность, непоследовательность, нарушение границ дозволенного - еще естественны. К 5 годам в норме ребенок уже знает свои рамки и умеет вести себя правильно. Базовый момент для СДВГ - непослушность (по крайней мере так это кажется со стороны). Но дополнительно к ней есть 4 момента, когда надо насторожиться, чтобы не спутать синдром с избалованностью.
- У ребенка проявляется неловкость в движениях; если он часто ушибается, неуклюж и все время роняет предметы. Ему тяжело даются действия, связанные с мелкой моторикой. Он даже не может завязать шнурки.
- Ребенок часто вертит руками-ногами, ерзает на стуле, ему сложно усидеть на одном месте, а также доделать начатое дело.
- Ребенок не не может соблюдать очередность в играх: если это викторина, выкрикивает ответы, не дослушав до конца вопросы, не может выждать своей очереди для ответа.
- Среди физиологических моментов может быть (но не обязательно) нарушение сна или аппетита, медленная прибавка в весе, избирательность в еде, запоздание в развитии фразовой речи, сложности с самообслуживанием, приучению к опрятности.
Паниковать?
Нет! Поверьте, голова у вашего гиперактивного товарища работает, как надо. Дети с таким синдромом часто сообразительнее своих сверстников. Их мозг работает и обрабатывает информацию на бешеных скоростях.
И тут ваша задача просто обеспечить к ребенку особый подход. Не заставлять спать, если он не хочет, наладить отношения с первым учителем, который должен понимать особенности поведения. Не перегружать домашними заданиями, не заставлять сидеть на одном месте, не ставить в угол - это вообще бесполезно. Позвольте ему двигаться в своем ритме, но зная границы. И поверьте, вы с честью преодолеете сложный этап в вашей жизни и жизни вашего ребенка.