Место действия
Малаккский пролив расположен в Юго-Восточной Азии. Он соединяет Андаманское море Индийского океана и Южно-Китайское море Тихого. Воды пролива омывают берега Индонезии, Малайзии, Таиланда и города-государства Сингапур. Его "сосед" и "коллега", Зондский пролив, - не столь привлекателен для прохода из Тихого океана в Индийский. Этому есть несколько причин - меньшие глубины (порядка 20 м), сильные приливные течения и большое число песчаных отмелей. К тому же путь через Зондский пролив длиннее почти на тысячу морских миль. Экономическое значение Малаккского пролива трудно переоценить. Вместе с Панамским и Суэцким каналами он делит почётное звание "бутылочного горлышка" мировой морской торговли. В этом регионе ещё совсем недавно происходило около 40% пиратских нападений в мире.
Когда и почему
История пиратства в Малаккском проливе насчитывает многие века. Резкий рост пиратства в районе Малаккского пролива связан с приходом в регион европейских колонизаторов – португальцев, голландцев, британцев и примкнувших к ним испанцев и американцев.
Ранние пираты принадлежали к народу ланунь (коренные жители прибрежных районов) или были "гастролёрами" из материкового Китая. Они приобрели своего рода мифологию среди китайских мореплавателей, их сравнивали с морскими драконами, и считалось, что они обладают магическими качествами, включая невидимость и неспособность тонуть. Современные пираты, скорее всего, индонезийского происхождения.
Пираты процветают при наличии ряда условий. Во-первых, им нужно где-то базироваться. Во-вторых, необходима потенциальная добыча, причём в "товарных" количествах. В самом деле, какой смысл вести пиратскую деятельность, скажем в проливе Югорский Шар. И, наконец, пиратство процветает со слабым контролем со стороны государственных органов.. Исторически все эти условия существовали в Малаккском проливе.
Укромные места
Длина пролива составляет 900 км, но ширина в самом узком месте составляет всего 1,7 км (по другим данным – 2,8), что делает его узким местом для проходящих через него торговых судов. Он усеян тысячами маленьких островов, а береговая линия представляет собой массу запутанных мангровых болот, заливов и рифов. В средневековые времена пираты прятались среди мангровых зарослей и совершали набеги на близлежащие деревни, а также на проходящие корабли. Сегодня этот район продолжает обеспечивать пиратов множеством укрытий.
Добыча
Малаккский пролив является частью самого прямого морского пути из Индии в Китай, и с древнейших времен он был оживленным торговым путем. В средние века грузы включали китайский фарфор и шелка, а также перец горошком и другие специи. Специи были особенно ценны, поскольку они зачастую имели ограниченную локализацию производства, но пользовались большим спросом по всему миру для кулинарных и медицинских целей. Пассажиры или члены экипажа также могли быть взяты в качестве рабов.
В год проливом проходят около 50 000 судов, что составляет до четверти всей мировой торговли (по другим данным – до трети), включая половину всех поставок нефти с Ближнего Востока в Китай, Японию и Южную Корею. Всё это делает воды пролива чрезвычайно привлекательными для пиратов даже в XXI веке. Маршрут продолжает использоваться, несмотря на угрозу пиратства. Пираты нацеливаются на грузы, наличные деньги и ценности на борту, а также на заложников, для получения выкупа; или они могут просто захватить сам корабль.
Политические и экономические условия
В ранние времена пиратство было образом жизни, с богатой добычей с проходящих судов. Пираты эффективно контролировали пролив, часто собирая дань с судов и портовых властей. Местные правители позже воспользовались этим, работая с пиратами, чтобы взять под контроль этот район и отбиться от потенциальных захватчиков (прямо как нынешние украинские власти со своими доморощенными "нациками").
В 18 веке наблюдался рост пиратства, поскольку европейские торговцы стремились доминировать в торговле специями. Это было отчасти протестом против колонизации, но также и реакцией на потерю других средств к существованию.
Совсем недавно пиратство "подогревалось" политическими волнениями в Индонезии и последствиями цунами 2004 года. Современные пираты делятся на три категории: организованная преступность, террористы и мелкая шпана.
Борьба с пиратством
География региона затрудняет борьбу с пиратством. Исторически сложилось так, что конфликт между соседними государствами исключал какой-либо совместный подход, и средневековые торговцы плавали в составе конвоя, часто с военно-морскими кораблями, чтобы свести к минимуму их уязвимость со стороны пиратов.
В 19 веке британские и голландские колониальные державы согласовали демаркационную линию, при этом голландцы контролировали воды Суматры, а британцы контролировали малайзийско - сингапурскую сторону пролива. Это, вместе с повышением политической и экономической стабильности в регионе, привело к снижению пиратской активности. Не исключено, что британцы попросту взяли в "долю" местных пиратов в своём излюбленном "бизнесе" XIX века – торговле опиумом, а попросту – в наркоторговле.
В последнее время вновь возникла необходимость в ликвидации пиратства в Малаккском проливе. Коммерческим компаниям приходится сталкиваться с возможной гибелью людей и товаров, а также с повышением страховых взносов. Существуют опасения и по поводу террористической деятельности, и возможности крупного разлива нефти.
В настоящее время установлен многонациональный контроль над проливом. Несмотря на первоначальное сопротивление со стороны местных органов власти, которые рассматривали это как угрозу своему суверенитету, эти меры, похоже, работают, и в 2010 году было всего два крупных пиратских нападения. Не смотря на то, что проблему с пиратством удаётся решить совместными действиями стран АСЕАН, пиратская активность в водах Малаккского пролива всё ещё заметна. Как это США до сих пор не догадались обвинить Россию в сговоре с пиратами, с целью сделать Северный морской путь вдоль её арктического побережья более привлекательным для мировой морской торговли?
А что же дальше?
В случае распада "глобального мира" на отдельные экономические зоны, к которому видимо, всё и движется, Малаккский пролив может стать слабо контролируемой "территорией свободной охоты", которая не будет входить ни в Китайскую, ни в Индийскую зону. Тогда пиратство в регионе грозит взлететь вновь "до небес". Однако какой-то товарообмен и во "фрагментированном" мире должен остаться. Возможно, новые экономические центры, Индия и Китай, возьмут пролив под совместный контроль, выдавив оттуда США, и гарантированно обеспечат безопасность судоходства. И тогда, возможно, пиратству в проливе придёт конец. Или нет?
Ваше мнение по этому вопросу буду рад увидеть в комментариях.