Найти тему
Путь к изобилию

Пиратство в Малаккском проливе. Всё в прошлом, или?..

Оглавление

Место действия

Малаккский пролив расположен в Юго-Восточной Азии. Он соединяет Андаманское море Индийского океана и Южно-Китайское море Тихого. Воды пролива омывают берега Индонезии, Малайзии, Таиланда и города-государства Сингапур. Его "сосед" и "коллега", Зондский пролив, - не столь привлекателен для прохода из Тихого океана в Индийский. Этому есть несколько причин - меньшие глубины (порядка 20 м), сильные приливные течения и большое число песчаных отмелей. К тому же путь через Зондский пролив длиннее почти на тысячу морских миль. Экономическое значение Малаккского пролива трудно переоценить. Вместе с Панамским и Суэцким каналами он делит почётное звание "бутылочного горлышка" мировой морской торговли. В этом регионе ещё совсем недавно происходило около 40% пиратских нападений в мире.

Маршрут прохода из Тихого океана в Индийский Малаккским (красный) и Зондским (синий) проливами, Яндекс.Карты
Маршрут прохода из Тихого океана в Индийский Малаккским (красный) и Зондским (синий) проливами, Яндекс.Карты

Когда и почему

История пиратства в Малаккском проливе насчитывает многие века. Резкий рост пиратства в районе Малаккского пролива связан с приходом в регион европейских колонизаторов – португальцев, голландцев, британцев и примкнувших к ним испанцев и американцев.

Ранние пираты принадлежали к народу ланунь (коренные жители прибрежных районов) или были "гастролёрами" из материкового Китая. Они приобрели своего рода мифологию среди китайских мореплавателей, их сравнивали с морскими драконами, и считалось, что они обладают магическими качествами, включая невидимость и неспособность тонуть. Современные пираты, скорее всего, индонезийского происхождения.

Их ловят, с ними борются
Их ловят, с ними борются

Пираты процветают при наличии ряда условий. Во-первых, им нужно где-то базироваться. Во-вторых, необходима потенциальная добыча, причём в "товарных" количествах. В самом деле, какой смысл вести пиратскую деятельность, скажем в проливе Югорский Шар. И, наконец, пиратство процветает со слабым контролем со стороны государственных органов.. Исторически все эти условия существовали в Малаккском проливе.

Укромные места

Длина пролива составляет 900 км, но ширина в самом узком месте составляет всего 1,7 км (по другим данным – 2,8), что делает его узким местом для проходящих через него торговых судов. Он усеян тысячами маленьких островов, а береговая линия представляет собой массу запутанных мангровых болот, заливов и рифов. В средневековые времена пираты прятались среди мангровых зарослей и совершали набеги на близлежащие деревни, а также на проходящие корабли. Сегодня этот район продолжает обеспечивать пиратов множеством укрытий.

Мангровые заросли. Здесь есть, где скрыться
Мангровые заросли. Здесь есть, где скрыться

Добыча

Малаккский пролив является частью самого прямого морского пути из Индии в Китай, и с древнейших времен он был оживленным торговым путем. В средние века грузы включали китайский фарфор и шелка, а также перец горошком и другие специи. Специи были особенно ценны, поскольку они зачастую имели ограниченную локализацию производства, но пользовались большим спросом по всему миру для кулинарных и медицинских целей. Пассажиры или члены экипажа также могли быть взяты в качестве рабов.

"Добычи" много
"Добычи" много

В год проливом проходят около 50 000 судов, что составляет до четверти всей мировой торговли (по другим данным – до трети), включая половину всех поставок нефти с Ближнего Востока в Китай, Японию и Южную Корею. Всё это делает воды пролива чрезвычайно привлекательными для пиратов даже в XXI веке. Маршрут продолжает использоваться, несмотря на угрозу пиратства. Пираты нацеливаются на грузы, наличные деньги и ценности на борту, а также на заложников, для получения выкупа; или они могут просто захватить сам корабль.

Политические и экономические условия

В ранние времена пиратство было образом жизни, с богатой добычей с проходящих судов. Пираты эффективно контролировали пролив, часто собирая дань с судов и портовых властей. Местные правители позже воспользовались этим, работая с пиратами, чтобы взять под контроль этот район и отбиться от потенциальных захватчиков (прямо как нынешние украинские власти со своими доморощенными "нациками").

Некоторые морские разбойники являются потомственными пиратами
Некоторые морские разбойники являются потомственными пиратами

В 18 веке наблюдался рост пиратства, поскольку европейские торговцы стремились доминировать в торговле специями. Это было отчасти протестом против колонизации, но также и реакцией на потерю других средств к существованию.

Совсем недавно пиратство "подогревалось" политическими волнениями в Индонезии и последствиями цунами 2004 года. Современные пираты делятся на три категории: организованная преступность, террористы и мелкая шпана.

Борьба с пиратством

География региона затрудняет борьбу с пиратством. Исторически сложилось так, что конфликт между соседними государствами исключал какой-либо совместный подход, и средневековые торговцы плавали в составе конвоя, часто с военно-морскими кораблями, чтобы свести к минимуму их уязвимость со стороны пиратов.

Это и сейчас не редкость
Это и сейчас не редкость

В 19 веке британские и голландские колониальные державы согласовали демаркационную линию, при этом голландцы контролировали воды Суматры, а британцы контролировали малайзийско - сингапурскую сторону пролива. Это, вместе с повышением политической и экономической стабильности в регионе, привело к снижению пиратской активности. Не исключено, что британцы попросту взяли в "долю" местных пиратов в своём излюбленном "бизнесе" XIX века – торговле опиумом, а попросту – в наркоторговле.

Случки пиратства в проливе в 2015 году
Случки пиратства в проливе в 2015 году

В последнее время вновь возникла необходимость в ликвидации пиратства в Малаккском проливе. Коммерческим компаниям приходится сталкиваться с возможной гибелью людей и товаров, а также с повышением страховых взносов. Существуют опасения и по поводу террористической деятельности, и возможности крупного разлива нефти.

Если пират не сдаётся
Если пират не сдаётся

В настоящее время установлен многонациональный контроль над проливом. Несмотря на первоначальное сопротивление со стороны местных органов власти, которые рассматривали это как угрозу своему суверенитету, эти меры, похоже, работают, и в 2010 году было всего два крупных пиратских нападения. Не смотря на то, что проблему с пиратством удаётся решить совместными действиями стран АСЕАН, пиратская активность в водах Малаккского пролива всё ещё заметна. Как это США до сих пор не догадались обвинить Россию в сговоре с пиратами, с целью сделать Северный морской путь вдоль её арктического побережья более привлекательным для мировой морской торговли?

А что же дальше?

В случае распада "глобального мира" на отдельные экономические зоны, к которому видимо, всё и движется, Малаккский пролив может стать слабо контролируемой "территорией свободной охоты", которая не будет входить ни в Китайскую, ни в Индийскую зону. Тогда пиратство в регионе грозит взлететь вновь "до небес". Однако какой-то товарообмен и во "фрагментированном" мире должен остаться. Возможно, новые экономические центры, Индия и Китай, возьмут пролив под совместный контроль, выдавив оттуда США, и гарантированно обеспечат безопасность судоходства. И тогда, возможно, пиратству в проливе придёт конец. Или нет?

Ваше мнение по этому вопросу буду рад увидеть в комментариях.