Игорь Северянин сейчас, пожалуй, олицетворение Серебряного века. В нем сошлись, кажется, все черты, приписываемые Декадансу - изысканность, от утонченности переходящая к вычурности, форма, довлеющая над содержанием, и при этом - нежная ранимость, чувствительность, спрятанная под эгоцентричностью и даже цинизмом. К 1918 году он был одним из самых известных поэтов в России, и, как известно, был объявлен королем поэтов, "обогнав" при этом Маяковского, который удостоился звания вице-короля. Однако жизнь вскоре сделает крутой вираж - Маяковский станет певцом советской власти и "главным поэтом современности", а Северянин, уехавший в самом начале 1918 г. в Эстонию, после провозглашения ее независимости вольно или невольно окажется в эмиграции. До 1940 года у него будут десятки концертов в Эстонии, гастроли в Польше, Франции, Югославии, Германии, Чехословакии, Финляндии, Литве, Латвии, выйдут 17 поэтических сборников. Но на родине его имя будет напрочь забыто. "Упаднический" поэт, да еще эмигрант - конечно, ни о каком публичном исполнении его произведений и речи не шло. Когда в 1940 г. в Эстонию вошли советские войска (и поэт опять "сменил" страну проживания, не меняя места проживания), Игорь Северянин был поражен, что ни один из русских офицеров, с которыми он беседовал, даже не слышал никогда его имени. Первый сборник стихов Северянина будет издан в СССР в 1975 г., когда самого поэта давно уже не будет в живых.
Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб.
Игорь-Северянин (такое написание - через дефис - он предпочитал раздельному) вряд ли знал, что его стихотворение, хоть и не полностью, прозвучало в 1936 году с экранов всех советских кинотеатров - в фильме "Заключенные". Конечно, без указания авторства. И конечно, в исполнении отрицательной героини, которую играла актриса Надежда Ермакович. К сожалению, я не смогла нигде найти никаких сведений о ней - работала ли в каком театре, даты жизни, даже отчество - вообще ничего. Только то, что она была первой женой режиссера фильма "Заключенные" Евгения Червякова (правда, судя по отрывочным сведениям, к этому моменту они уже расстались) и что в 1927 г. у них родился сын - Марк Червяков. Киносайты упоминают еще одну картину, в которой снялась Надежда Ермакович, поставленную в 1928 году тем же Червяковым, - "Мой сын". Фильм был высоко оценен критиками, но долгое время считался утерянным. И только в 2008 году в архиве Музея кино в Буэнос-Айрисе были обнаружены копии этого шедевра немого кино. Режиссер Евгений Червяков снял около десятка фильмов. Погиб на фронте в феврале 1942 г.
Партнер Ермакович в предлагаемом отрывке из фильма - Михаил Астангов (1900-1965), известный актер театра и кино, будущий народный артист СССР и педагог ГИТИСа. О нем информации достаточно - и в Википедии, и на других ресурсах. Для меня он, конечно, в первую очередь - Негоро из старого "Пятнадцитилетнего капитана" и доктор Вернер из "Княжны Мери". Вы наверняка видели и другие его работы. Но в 1936 г. его опыт съемок в кино сильно отставал от театрального. Это только третий его фильм.
Итак, вот единственное публичное исполнение стихотворения Игоря Северянина при его жизни в СССР. Декадентское, классово чуждое произведение прерывается, как и положено, народной песней - "Разлука ты, разлука".