Найти тему
FinBuilding

Портфельные новости: Mail.Ru Group. Социальные сети, онлайн-обучение, гейминг и СП со Сбербанком.

Оглавление

Что касается отчётности за второй квартал по компании #mail.ru group - я решил вынести эту тему в отдельный полноценный обзор. Для этого есть две причины:

1. Падение акций причинило и продолжает причинять боль российскому инвестиционному сообществу. И в этом вопросе нужно разобраться - почему так происходит?

2. Mail сейчас - это очень неоднозначная история. С одной стороны, мы видим историю роста и успеха, а с другой - убытки.

Mail.Ru Group
Mail.Ru Group

Mail.Ru Group (отчётность)

Результаты за 2 квартал 2021 (к 2 кварталу 2020):

  • Выручка: 30 миллиардов ₽ (+17% г/г)
  • Чистая прибыль: 2,288 миллиарда ₽ (-33,2%)
  • EBITDA: 6,662 миллиардов ₽ (-10,5%)
  • Совокупный чистый убыток: 2,129 миллиарда ₽ (против 1,256 миллиарда ₽ во втором квартале 2020)

В итоге, по МСФО:

  • Выручка: 29,7 млрд руб. (+28,6% г/г)
  • EBITDA: 5,4 млрд руб. (+23,5% г/г)
  • Чистый убыток: -5,0 млрд руб. (-2,8 млрд руб. годом ранее)
  • Чистый долг: 23,6 млрд руб. (рост в 4 раза к уровню на конец 2020)
  • Чистый долг/EBITDA: 1,1х (0,2х на конец 2020)

Мы видим, что одновременно с ростом выручки и EBITDA увеличивается убыток и чистый долг. Проблема не во всей деятельности компании, а в отдельных сегментах.

-2

Социальные сети

Кроме почты и поисковика, Mail принадлежат такие социальные сети, как Вконтакте и Одноклассники.

Стоит отметить, что в графе "выручка" доходы от рекламы с этих площадок занимают значительную долю - более 40%.

  • Фактически, реклама в социальных сетях - основной источник дохода компании, его костяк.

Во втором квартале доходы с рекламы выросли на 38,8%, что говорит о дальнейшем развитии этого направления.

Данные с 2020 несущественно изменились.
Данные с 2020 несущественно изменились.

EdTech

Когда я ещё в прошлом, 2020 году, делал обзор на данную компанию, то говорил, что один из наиболее вероятных трендов будущего - это онлайн-образование.

Людей на планете становится всё больше. Технологии развиваются, а вместе с ними развивается и автономность производственных и рабочих процессов (первые внедрения простейшего ИИ, автономное беспилотное вождение, замена оборудования на заводах на роботизированное и т.д.)

Иными словами, машины постепенно забирают работу у людей. Сейчас, пока ещё, темпы перехода достаточно медленные, но их ускорение - это лишь вопрос времени внедрения современных разработок.

И нужно понимать, что труд машины - это дешёвая "рабочая" сила, а значит внедрение технологий сокращает издержки и увеличивает прибыль компаний. То есть это тот шаг, который в ближайшее время сделают многие.

  • Подытоживая, уже в скором времени у многих людей (чьи профессии легко адаптировать под работу машины) возникнет потребность в перепрофилировании, дополнительном профессиональном образовании.

На данный момент приоритет консолидированных активов сегмента образовательных технологий (Skillbox, GeekBrains) – профессиональное образование.

  • Не каждая работа требует высшего образования и диплома, для многих профессий достаточно профессиональных знаний и навыков. Совсем хорошо, если они подтверждены "бумажкой".

И тут я хочу отметить основное преимущество тех сервисов, которые развивает Mail.Ru:

  • Скажем, все видели историю с частным образовательным сектором в Китае. Проблема была не в компаниях, а в узкоспециализированной деятельности - их работа была направлена на обучение школьников, она не затрагивала взрослое население, находящееся в процессе обучения новым профессиям и поиске работы.
  • До этой ситуации, в России, всем оскомину набил тренд на различные тренинги, практикумы и т.д., по итогу которых человек оказывался с поверхностными знаниями и без работы/результатов. Можно сказать, что это негативный отголосок тренда, который имел место быть из-за недобросовестности тех, кто брал на себя роль обучать людей новым знаниям.

В случае таких площадок, как Skillbox, GeekBrains, Skillfactory - мы говорим о реальной профессиональной подготовке. У меня несколько (немолодых) друзей сейчас учатся на этих площадках с целью получения дополнительного образования, подкреплённого на бумаге. Один работает в Яндексе (программист), второй хочет писать сюжеты для компьютерных игр (сейчас и до этого возглавлял новостные агентства).

  • В общем, как вы поняли - мне очень импонирует данная деятельность компании и тот факт, что Mail в принципе так основательно взялась за направление EdTech.

Несмотря на эффект высокой базы прошлого года сегмент продолжил активно расти во втором квартале: выручка увеличилась в 1,9 раза год к году и достигла 2,2 млрд рублей.

Компания ожидает, что выручка сегмента «Образовательные технологии» в 2021 году превысит 9 млрд рублей с улучшением рентабельности по EBITDA во втором полугодии после низкого уровня второго квартала.

Лично я уверен в том, что это направление будет и дальше расти и развиваться.

MY.GAMES

Ещё одно из направлений, которое компания активно развивает - это игровой бизнес.

Выручка MY.GAMES во втором квартале выросла незначительно из-за эффекта высокой базы периода пандемии прошлого года (1% год к году), достигнув 11,1 млрд рублей. Около 95% выручки пришлось на F2P-игры, при этом доля мобильных игр выросла до 77% во втором квартале (против 71% годом ранее).

Показатель EBITDA игрового направления во втором квартале составил 2,7 млрд рублей, что на 13,1% выше аналогичного периода прошлого года, а его рентабельность составила 24% (против 13,2% в первом квартале 2021 года).

Компания ожидает дальнейшего роста данного направления.

Тема игр с точки зрения бизнеса для меня сложна. Я читаю и смотрю разную аналитику и вижу, что все аналитики поделились на 2 лагеря:

  • Первые считают, что игровой бизнес в России загибается, новых качественных игр не выходит, а потому этот сегмент будет просто "высасывать" деньги из компании.
  • Вторые видят, что Mail делает ставку не на качественные игры для геймеров, а на популярные попсовые игры, в которых люди чаще платят донаты (собственно, на том Mail и зарабатывает - комиссии с донатов).

Судя по тем результатам, что компания публикует по данному сегменту - пока всё идёт хорошо и несмотря на весьма странный отбор игр выручка растёт.

Мировой рынок гейминга также растёт. Недавно, например, стало известно о том, что Amazon также займётся развитием игрового направления.

А вот немного статистики от других источников по геймингу, которая перекликается с данными компании:

Откапываем собаку

Ну вот мы и подобрались к главному вопросу: если социальные сети и реклама, онлайн-образование и сегмент гейминга растут и увеличивают выручку, то откуда же убытки у компании?

Совокупный чистый убыток с учетом ключевых стратегических ассоциированных компаний и совместных предприятий составил 3,928 млрд руб., против 1,089 млрд руб. чистой прибыли в первом полугодии 2020 года.

В том числе:

  • СП «O2O»: 7,216 млрд руб. в первом полугодии 2021 года против 3,898 млрд руб. в первом полугодии 2020 года;
  • СП AliExpress Россия: 967 млн руб. в первом полугодии 2021 года против 533 млн руб. в первом полугодии 2020 года;
  • Учи.ру: 21 млн руб. в первом полугодии 2021 года.

СП «О2О» (равные доли у Сбербанка и Mail.ru Group)

Общий объем оборота товаров (GMV) СП «О2О» достиг 45 млрд руб. (рост на 75% год к году) во втором квартале 2021 года. Этот сегмент по-прежнему находится в активной инвестиционной фазе с рентабельностью по EBITDA (в соотношении с GMV) в -20% во втором квартале, хотя продолжает стремиться к улучшению операционной эффективности.

Сервисы в сегменте фудтеха, включая Delivery Club (98%), Самокат (85%), R_keeper (99%) и «Кухню на районе» (85%)

Несмотря на эффект высокой базы второго квартала 2020 года в связи с мерами по самоизоляции, Delivery Club показал рост валовой выручки на 42% год к году во втором квартале 2021 года до 3,6 млрд рублей, при этом количество заказов выросло на 30% год к году (до 20,8 млн), а доля заказов не из ресторанов составила 13,5%. Собственная логистическая служба Delivery Club доставила 65% от общего числа заказов в июне.

О чём это говорит? Несмотря на то, что сегмент E-Commerce продолжает развиваться, сейчас он генерирует убытки, а компания все свободные деньги (читайте, прибыль) продолжает направлять в развитие этих активов.

  • Так, например, в ближайшее время Mail планирует вложить ещё 22 млрд рублей в AliExpress Россия.
И не стоит думать, что в такой ситуации находится только Mail. Любимая всеми в нашей стране экосистема Сбербанка несёт убытки наравне с Mail,ом. Дело не в убытках, а в том, что остальные доходы Сбера (свыше 600 миллиардов за первое полугодие) с лихвой перекрывают эти убытки и следующие вложения в эти направления. Лишь по этой причине акции Сбера не отыгрывают обозначенных убытков в отчётности.

С одной стороны, вроде как это хорошо, компания продолжает расширяться. Но с другой, сейчас ситуация напоминает игру в кучу-малу - на внутреннем российском рынке крупные олигополосты в лице Сбербанка, Mail.Ru Group и Яндекса бьются в узко сегментированном рынке, который ограничен платёжеспособностью населения (конечных потребителей).

  • Вместе с тем, данная борьба активно заливается деньгами и давит весь мелкий и средний бизнес, у которого просто не остаётся шансов на выживание.

Отсюда, на мой взгляд, и та неопределённость, что есть в акциях Mail.Ru и самой компании - вместо того, чтобы развивать новые направления деятельности и повышать свою ценность для потребителей, а также выходить с какими-то качественными продуктами на мировой рынок, они борются за право первенства на отечественном узкоспециализированном рынке.

  • Я считаю, что такая борьба деструктивна и негативно отразится на внутреннем российском рынке - давление на малый бизнес, несопоставимое с жизнеспособностью, в перспективе ближайших лет будет уменьшать средний класс (основное платёжеспособное население).
Опять же, прежде, на примере компании Square, я показывал, что такое настоящая экосистема. То, что делают наши IT-гиганты - это не создание экосистем, а скупка всего и всех.

Скажем, применительно к Mail.Ru - экосистема уже есть и она отлично работает. Что это? Синергия своего поисковика и почты, социальных сетей, онлайн-образования и гейминга. Все эти направления отлично сочетаются между собой, дополняют друг друга и при правильном подходе могут друг друга усиливать.

Можно её улучшать - доработать поисковик и почту, которыми большинство населения не хотят пользоваться. Сделать их более современными и адаптированными под запросы и нужды потребителей.

Можно инвестировать в какие-то иные, востребованные в будущем, направления - те же облачные технологии, Data-центры, аналитические платформы и т.д. А не бороться за сервис доставки еды или такси и не унижать своего IT-достоинства прокатом самокатов.

Подытоживая

Половина, успешная половина бизнеса Mail.Ru Group мне нравится. Эти проекты несут пользу и ценность для людей, а их совмещение в одной компании кажется мне уникальной ситуацией (больше нигде в мире такой компании нет).

  • И в целом я ожидаю, что данные сегменты будут и дальше расти и развиваться.

Но, как акционеру, мне абсолютно не нравится та гонка, в которую вошла компания со Сбербанком и Яндексом. Мне не нравится, что компания так много денег вливает в проекты, которые не несут реальной добавленной ценности, а перспективы весьма туманны, ведь кто победит в этой игре и сколько ещё денег будет впустую влито в этот рынок - непонятно.

  • Рассуждая логически, можно ожидать, что данные сервисы окажутся во власти Сбербанка (просто потому, что у него денег больше и он может себе позволить продолжать вливания).

При этом внутренний рынок уже перегружен - Ozon, Яндекс.Маркет, СберМаркет, WildBerries. При этом сохраняются Aliexpress (российский и китайский), Joom и прочие маркеты. А платёжеспособное население не может потреблять больше и теряется в таком разнообразии предложения - чек клиента размазывается по разным сервисам, чем ещё больше усугубляет конкурентную борьбу за потребителей.

Как итог, я надеюсь, что компания пересмотрит свой вектор развития, а также всё таки "разведётся" со Сбербанком (слухи об этом с начала года ходят) и будет заниматься своими направлениями бизнеса.

До тех пор свою долю в портфеле сохраняю: 1,02%.

От своего максимума, которого акции достигли после листинга на Московской бирже, коррекция составила уже почти 38%.

График акций MAIL. Источник: Tradingview
График акций MAIL. Источник: Tradingview

Что нужно, чтобы акции развернулись из даунтренда?

Тут два варианта развития ситуации.

Поскольку Mail сейчас позиционируется как компания роста, то инвесторы хотят видеть быстро растущую выручку и EBITDA.

Денежные потоки Mail.ru Group. Источник: Blackterminal
Денежные потоки Mail.ru Group. Источник: Blackterminal

Второй вариант, при котором тренд может смениться - это выход в стабильную прибыль.

К слову, снижение выглядит сильным на Московской бирже, но если смотреть на Лондонскую биржу (где бумаги торгуются дольше), то ситуация предстаёт в ином свете:

График акций MAIL. Источник: Tradingview
График акций MAIL. Источник: Tradingview

Благодарю, что читаете.

По традиции - будьте богаты, здоровы и любимы.

#mail.ru group #aliexpress #skillbox #geekbrains #my.games