- Всё, сил моих больше нет, - плюхаясь за столик подруги в небольшом кафе, выдохнула Жанна.
- Что у тебя случилось? – удивленно спросила Вика, - мы же дней пять назад разговаривали, у тебя все было нормально.
- Было нормально, а сейчас… Трындец какой-то.
- Да что случилось? Объясни по-человечески, - заерзала Вика.
С Жанной они дружили уже лет пятнадцать, и Виктория знала, что её подруга – женщина спокойная и адекватная, у неё всегда все хорошо, даже если в реальности это не так. Жанна не любила ныть и жаловаться и Вика просто обожала такую черту подруги, сама она так не умела. Ей порой нужно было «поплакаться», чтобы дальше жить спокойно. Поэтому-то состояние подруги пугало Вику.
- Да что-что. Мишка меня с ума сводить, - вздохнула Жанна.
Мишкой звали её сына. Ему было десять. Он окончил третий класс, был непоседлив и криклив. Обычно Жанна ловко с ним справлялась, и умело направляла энергию сына в нужное русло, но в этот раз что-то пошло не так.
- И что Мишка учудил? – с интересом спросила Вика, отламывая ложечкой маленький кусочек от пирожного, принесенного официантом.
- Да ничего не учудил, просто… Короче… Сейчас же лето. Миша весь июнь ходил в школьный лагерь. Я его перед работой заводила, домой он уходил сам. Лагерь до шести. После лагеря Миша шел к дому, гулял, а минут двадцать седьмого приходила я, мы вместе шли домой, ели, общались, и Миша отправлялся играть в планшет или телефон.
- И? – поторопила замолчавшую подругу Вика.
- Что «и»? Лагерь кончился неделю назад и встал вопрос о том, с кем будет Миша два следующих месяца. Мне отпуск не дают, Гриша опять уехал на три месяца в командировку. Мама обещала помочь, да у них на работе кто в отпуске, кто на больничном. В общем, мама работает без выходных. Договорилась я, вроде, со свекровью, собрала Мишу. Вещи сменные сложила, продуктов купила, отвезла. Через два дня звонит свекровь и говорит, что я должна Мишу забрать. Она с ним не справляется. Спрашиваю – в чем дело. Молчит. Приехала к ним и вижу, что ребенок мой безостановочно играет в телефон. Глаза красные, взгляд безумный. Играет, орет. Забрала телефон, у Миши психи. Собрала я его, потащила домой. Он, в принципе, самостоятельный. Провела инструктаж, еду по лоточкам разложила, сказала, что будет дома сидеть один. Согласился. Только он не знал, что перед уходом я интернет отключу. Первый день мне телефон обрывал, требовал, чтобы я интернет включила. Я отказалась. Вроде успокоился. Я порадоваться не успела. Иду вечером с работы, Миша во дворе с ребятами гуляет. Ну, как гуляет… Сидят они гурьбой в телефон играют. Я Мишу домой позвала. Вижу, что он опять злой, возбужденный. Сначала молчал, а потом начал истерить, спрашивать, почему другим можно играть в телефоны и игры всякие, а ему нельзя. Конфликт у нас жуткий. И как разрешить его, не знаю. Нет у меня возможности с ним дома сидеть, гулять и развлекать. Не знаю, что делать, сил нет. Хоть плачь.
- И это вся проблема? – с хитрой улыбкой спросила Вика.
- Вся! А тебе что? Мало? – разозлилась Жанна.
- Мне нормально. И я знаю, как тебе помочь.
- Что-то не верится.
- А ты послушай.
- Слушаю.
- Мой Олег, - начала Вика рассказывать про восьмилетнего сына, - тоже недавно на играх повернулся. Всё каких-то «чертей», да зомби гонял. Спать нормально перестал, во сне орал, темноты стал бояться. Мы с Сашкой тревогу забили. Хотели лишить гаджетов, но это оказалось плохой затеей. Стало еще хуже. И тогда Сашка предложил направить энергию Олега в мирное русло.
- Чего? – не поняла Жанна.
- Того, - передразнила Вика. – Сашка нашел для Олега онлайн-курсы программирования для детей.
- Это ещё что за зверь?
- Это не зверь, а вполне интересная альтернатива телефонным игрушкам. Олегу понравилось. На курсах их учат создавать игры. Уроки проходят очень красочно, легко и понятно. Как по мне, так очень полезное увлечение. Без компьютера сейчас никуда. Советую. Может и Мише понравится.
- Ну, не знаю, - как-то не очень уверенно протянула Жанна.
- А ты подумай. Школа, кстати, «Пиксель» называется.
- Угу. Запомнила, - кивнула Жанна и, чтобы перевести тему, спросила, - у тебя-то как? На работе все устаканилось?
Вика стала рассказывать про работу, а потом еще около часа подруги болтали о насущных проблемах и расстались довольные друг другом.
***
Жанна позвонила Вике через неделю. Голос был довольный:
- Викуль, я поблагодарить тебя.
- За что? – уточнила Вика.
- Да за школу эту, программирования которая.
- Понравилось Мишке?
- Ага. Правда, на пробное занятие я его чуть ли не из-под палки загоняла. Он возмущался, говорил, что не хочет и все это ему неинтересно.
- А потом?
- А потом попросил записать его на онлайн-курс. По Майнкрафт. Записала. Теперь он пыхтит, старается, учится программировать на Python, какие-то задания выполняет, чтобы получить баллы и обменять их на призы. Я, если честно, не очень вникаю, но метаморфозы, происходящие с ребёнком, мне нравятся. Да и дается Мишке это все как-то легко. Объясняют в доступной форме, он не просто закорючки какие-то учит, а сразу видит, как все работает, как оживают любимые герои. В общем, спасибо, Викуш, - искренне поблагодарила подругу Жанна.
- Не за что, всегда рада помочь, - отзывалась Вика, и они тепло простились с Жанной.
В семье Жанны установился мир. Даже свекровь согласилась снова брать внука к себе. Ведь Миша теперь не кричит на весь дом, а тихонько занимается созданием игр, не мешая бабушке смотреть любимый сериал.
P.S. я считаю, что заниматься программированием детям важно и нужно. Цифровая грамотность и умение программировать открывает для ребенка много новых, интересных профессий. Но даже если сфера деятельности малыша в дальнейшем не будет связана с IT-технологиями, то курсы программирования не повредят. Они помогут развить у ребенка творческие способности, логическое и пространственное мышление, а это тоже немаловажно. Своего старшего сына я планирую в сентябре отвести на курсы программирования и робототехники. Уверена, что знания, полученные на занятиях, пригодятся ему в жизни.