2,1K подписчиков

Юлий Хмельковский роман «Сухой лиман» и повесть «Порт». Часть 2.

 Часть 2. роман "Сухой лиман" Итак, роман «Сухой лиман».
Хоть  на моей памяти порт в Ильичевске был всегда, ясное дело, что есть у  него и начало. Вот роман «Сухой лиман» и рассказывает о его начале.

Часть 2. роман "Сухой лиман"

Итак, роман «Сухой лиман».
Хоть на моей памяти порт в Ильичевске был всегда, ясное дело, что есть у него и начало. Вот роман «Сухой лиман» и рассказывает о его начале.
В образах начальника ЧМП Доброва и начальника будущего порта Варадзе без труда угадываются реальные люди – начальник ЧМП Данченко А. Е. и начальник ИМТП с 1962 по 1969 год Хантадзе В. Х. Я не могу судить насколько они похожи на своих прототипов, но герои получились настоящими, живыми.

Данченко А. Е.
Данченко А. Е.

Хантадзе В. Х.
Хантадзе В. Х.

А вот Лукшин – прораб стройки, скорее всего образ собирательный, как и образы других героев – водолаза Федора, бригадира копровщиков Валия.
Главным же героем, на мой взгляд, является молодой человек Василий, который попадает на стройку порта, по сути, случайно, и именно его глазами мы видим эту грандиозную и тяжелую социалистическую стройку. Именно Василий ищет ответы на вопросы, которыми обычно и задаются люди в юном возрасте: «Как жить? Зачем это все нужно? Стоит ли надрываться на работе? Может бросить все это? Кто виноват?» и другими подобными.
Да, и Лукшину, и Доброву, и Варадзе уделено немало места в тексте, но они уже люди взрослые, сформировавшиеся, и перед ними не стоит вопрос «Зачем?» их волнуют другие вопросы, например: «Как?», они уже знают свою цель и идут к ней, а Василий только ищет свой путь.
И путь этот, как и у многих в его возрасте отнюдь не прямой, его шатает из одной крайности в другую, он ищет место для себя в жизни, среди людей.
Несмотря на тяжесть работы, он становится членом бригады копровиков, и бригада – это не просто коллектив сотрудников, это, по сути, семья – они вместе работают, живут в одном бараке или в одной каюте на брондвахте, вместе отдыхают, вместе отмечают праздники. Невольно судьбы их переплетаются.
Часто эти связи оставались на всю жизнь – в рабочих коллективах люди дружили, влюблялись (это я сейчас про харассмент, если что), женились, становились кумовьями. Я работал в таком коллективе, кстати, предприятие было старым и тоже участвовало в строительстве порта – Цех ЧГЖБ в Ильичевске. Люди на одном месте работали с выпуска из училища и до пенсии, да и после пенсии тоже. Были семейные пары, друзья, кумовья. Во многом, кстати, это облегчало работу. Меня и сейчас мои бывшие подчиненные зовут в гости на разные праздники.
Вот Василий, притерся в коллективе, где к нему относились не хуже, чем к собственному сыну, стал своим. Конечно, художественное произведение не смогло обойтись и без любовной линии. Она здесь не одна, опять же, рассказывается и о жизни Лукшина, и о жизни Валия, но все равно основная любовная история у Василия. И она даже не одна. И обе не так просты, как это может показаться – страсти, одним словом.
Не буду писать изложение, лучше роман все-таки прочитать, тем более, что он довольно невелик, а вернусь опять к сочинению на тему «Строительство Ильичевского порта в литературе середины 20 века».
Если кто не знает, я работаю в строительстве. Работал в разных местах – и на строительстве высоток, и на производстве, строил и в Ильичевском порту, сам себе, что называется, возвел памятник. Ну, не сам, конечно, а в коллективе.
А рассказываю я это к тому, что лично мне, было интересно читать и про само строительство, про трудности, с которыми столкнулись герои книги, про то как они их преодолевали. А трудностей там было – будь здоров!
Как сейчас выглядит побережье вблизи Ильичевска, ой, пардоньте, Черноморска несложно увидеть и на гугл-картах, но раньше, до конца 50-х, линия берега была несколько другая – Сухой лиман от моря отделяла коса, какая как и сейчас отделяет лиманы от моря в Сергеевке, к примеру, в районе Затоки, да и в других местах.

 Часть 2. роман "Сухой лиман" Итак, роман «Сухой лиман».
Хоть  на моей памяти порт в Ильичевске был всегда, ясное дело, что есть у  него и начало. Вот роман «Сухой лиман» и рассказывает о его начале.-4

Но для строительства порта в этой косе нужно было сделать разрыв, судоходный канал, а берега укрепить шпунтов. Вот собственно об этом этапе работы и рассказывается в первой части романа.

 Часть 2. роман "Сухой лиман" Итак, роман «Сухой лиман».
Хоть  на моей памяти порт в Ильичевске был всегда, ясное дело, что есть у  него и начало. Вот роман «Сухой лиман» и рассказывает о его начале.-5
 Часть 2. роман "Сухой лиман" Итак, роман «Сухой лиман».
Хоть  на моей памяти порт в Ильичевске был всегда, ясное дело, что есть у  него и начало. Вот роман «Сухой лиман» и рассказывает о его начале.-6
 Часть 2. роман "Сухой лиман" Итак, роман «Сухой лиман».
Хоть  на моей памяти порт в Ильичевске был всегда, ясное дело, что есть у  него и начало. Вот роман «Сухой лиман» и рассказывает о его начале.-7
 Часть 2. роман "Сухой лиман" Итак, роман «Сухой лиман».
Хоть  на моей памяти порт в Ильичевске был всегда, ясное дело, что есть у  него и начало. Вот роман «Сухой лиман» и рассказывает о его начале.-8
 Часть 2. роман "Сухой лиман" Итак, роман «Сухой лиман».
Хоть  на моей памяти порт в Ильичевске был всегда, ясное дело, что есть у  него и начало. Вот роман «Сухой лиман» и рассказывает о его начале.-9
 Часть 2. роман "Сухой лиман" Итак, роман «Сухой лиман».
Хоть  на моей памяти порт в Ильичевске был всегда, ясное дело, что есть у  него и начало. Вот роман «Сухой лиман» и рассказывает о его начале.-10

Это реальные фотографии со строительства Ильичевского порта, и они смело могут быть иллюстрациями к роману. На последнем фото даже видны и неодушевленные герои романа – копр и компрессор.
Но герои романа не только работают, показан и нехитрый их быт, их досуг. И в этих описаниях без труда угадываются первые улицы и здания будущего города, а пока рабочего поселка Ильичевка.
Отдыхают рабочие в клубе, смотрят там кино, танцуют. Прогуливаются по двум первым улицам, по обрыву над морем. Эти описания прямо греют душу.

Портклуб
Портклуб

 Часть 2. роман "Сухой лиман" Итак, роман «Сухой лиман».
Хоть  на моей памяти порт в Ильичевске был всегда, ясное дело, что есть у  него и начало. Вот роман «Сухой лиман» и рассказывает о его начале.-12
 Часть 2. роман "Сухой лиман" Итак, роман «Сухой лиман».
Хоть  на моей памяти порт в Ильичевске был всегда, ясное дело, что есть у  него и начало. Вот роман «Сухой лиман» и рассказывает о его начале.-13

Сюжет романа может и бесхитростен, но, тем не менее, увлекательный, цепляет, заставляет переворачивать каждую следующую страницу, чтобы узнать, что случится с героями романа дальше. А там есть повороты, которые не всегда можно предугадать.Перевернув последнюю страницу, я ощутил сожаление, что роман закончился, но там не было слова «Конец», а написано было курсивом «Конец первой книги".
И хорошо, что у меня есть вторая книга – повесть «Порт».
(Продолжение следует)