Я - мама ребенка с сенсомоторной алалией. В этой статье расскажу, как ведет себя ребенок с этим грубым диагнозом в повседневной жизни, как коммуницирует с другими детьми и взрослыми. Но все по порядку.
В прошлой статье я описала вербальные навыки Миши (ему 5.5 лет). Как я уже ранее описывала, у сына есть друг и в какой-то степени наставник Артемий, 6 лет. Они с самого раннего возраста практически каждый день вместе. Поэтому, пожалуй, Тёма - единственный другой "комфортный" ребенок. Миша словами с ним не общается, но и не отказывается от совместных игр. Как вы можете видеть на фото, они совершенно свободно могут сидеть за одним столом, прятаться в игрушечном домике, играть в машинки и прочее. Но при всем этом игра не носит какой-то сюжетный характер. Просто какие-то веселые действия, которые обоим доставляют удовольствие.
С другими детьми все несколько сложнее. Начиная лет с 4-х Миша перестал шарахаться сверстников, спокойно находится с ними в одном пространстве. Его могут интересовать игры других детей. Если это что-то спокойное, то ребенок будет просто заглядывать детям через плечо, но не вступает в прямую коммуникацию. Если же это динамичные игры: салки, групповые "покатушки" на самокате и т.п., Миша включается в игру, но не пытается понять правила, просто носится за всей шумной толпой. Мне кажется, что в этим моменты он чувствует себя в социуме и ему комфортно. Когда к нам приходят в гости другие дети, сын не старается спрятаться или убежать. Он стремиться находиться с ними в одном помещении, даже если детей плохо знает. Но как мне кажется, он ощущает себя маленьким. Когда же сталкивается с младшими детьми - изумляется, что он большой и уподобляется малышам. Вероятно, это мое упущение, т.к. в себе до конца перебороть не могу, что Миша уже достаточно взрослый.
С детьми более старшего возраста поведение капитально меняется. Для сына это общество наиболее комфортно.
Если во дворе дети 8+ лет играют в мяч, хоккей и прочее, Мишу нужно искать там. Он пытается включаться в игру, очень радуется когда ему, к примеру, пасуют мяч. Когда к нам приезжает сводный брат Миши (13 лет) я ребенку становлюсь совершенно не нужна, все игрушки, пазлы ... да и вообще все переносится из детской в гостевую комнату к брату. То же самое происходит, когда ребенок встречается с двоюродной сестрой (13 лет). Т.е. чем старше ребенок - тем более уверенно Миша себя с ними чувствует. Я это оправдываю тем, чем скорее всего дети Мишиного возрастного уровня нелогичны, непонятны и, возможно, опасны для него. В то время как старшие ребята (и мне кажется, что он ощущает, что это тоже ДЕТИ) не нанесут ему вред, они более понятны.
Ко взрослым тоже разное отношение. Все зависит от того, единичный ли это взрослый (знакомый или незнакомый) или собирается компания.
У Миши крайне неоднозначное отношение ко взрослым. И особо не меняется от того, знаком ему человек или нет. Но сразу оговорюсь, посторонних мужчин, как правило, сторонится. Миша не испытывает особой приязни к единичным взрослым. Взрослые что-то говорят и ждут ответ. Ему это не нравится. Если ребенок в хорошем расположении духа, то может с радостью войти в коммуникацию, к примеру, когда приезжает отец (в особенности не с пустыми руками) или приходит специалист по йоге, Даша (встрече с ней он рад всегда). Хуже дела обстоят с теми, кого он расценивает педагогом. К примеру, моя сестра - воспитатель. С первых минут по манере речи и донесения информации сын понимает, что сейчас от него требовать будут больше. Поэтому всяческими способами уходит от общения.
Когда же собирается компания взрослых, Миша безумно рад. Любые посиделки - он будет крутиться вокруг нас, хохотать, играть, забираться на колени, обниматься. В общем радоваться в полную силу.
Как видите, все коммуникация с другими людьми в нашем случае - процесс неоднозначный. В следующей статье опишу типичное бытовое поведение Миши. Буду благодарна за лайк и подписку. А так же за вопросы или предложения тем, которые вы хотели бы прочитать.