Найти в Дзене
СВОЛО

Чекмарёв

Трус я? Или просто неистребим во мне индивидуализм?

Смутно помню… Пионерский лагерь. Впервые в жизни. А я – маменькин сынок. Остался без мамы. И вот пионервожатая прочла про подвиг Александра Матросова и спрашивает нас: «А ты б так смог?». – А я не привык врать взрослым, и стыдно признаться, что не смог бы – страшно. Я ж воспитан в мещанской семье. Отец не воевал. Войны я не видел. Удрали. И я так и стал по жизни мещанином с немещанским идеалом коммунизма. И устроился, как без героизма всю почти жизнь служить ему, при котором люди будут жить по преимуществу неприкладным искусством.

И если каким-то чудом чужой для советской власти Чекмарёв влюбляется в коммунизм как в идеал и готов, - по природе какой-то немещанской, не известно, откуда взявшейся, - готов самоотверженно этому идеалу служить… Причём, когда сама советская власть неумолимо ежедневно перерождается в несоветскую (без совета с народом действуют начальники, а только всё больше и больше прикрываются лозунгом коммунизма)… То что есть продолжающееся чекмарёвское бегство вперёд? Полностью соответствующее поведению миллионов комсомольцев. Не замечающих перерождения власти.

Или его страсть – от умалчиваемого замечания.

В первом случае – это гражданский романтизм, детский оптимизм насчёт скорой победы. Во втором – трагический героизм, ещё более детский от отчаяния, но с нотками предчувствия нехорошего финала (как у Высоцкого большей части его творчества).

В первом случае идеал осознаваем, во втором – нет. В первом случае перед нами произведение прикладного искусства (о знаемом). Во втором – неприкладного (о незнаемом, чуемом только).

Когда нижеследующее стихотворение Чекмарёва обрывают на половине, получается второе, а когда читаешь его полностью – первое.

Где я? Что со мной?

Ты думаешь:"Письма

В реке утонули,

А наше суровое

Время не терпит.

Его погубили

Кулацкие пули,

Его засосали

Уральские степи.

.

И снова молчанье

Под белою крышей,

Лишь кони проносятся

Ночью безвестной.

И что закричал он -

Никто не услышал,

И где похоронен он -

Неизвестно".

.

.

Товарищ! Не верь же

Вороньему карку,

Отбрось ворожеи

Седые приметы.

Купи на Кузнецком

Уральскую карту,

Вглядись в разноцветные

Миллиметры.

.

Возьми прогляди

Оренбургскую ветку.

Ты видишь, к востоку

Написано:"Еткуль".

.

Написано:"Еткуль",

Поставлена точка.

И сани несутся,

Скрипя полозьями,

И вьюга махнула мне

Белым платочком, -

Мы стали тут с нею

Большими друзьями.

Как произведению в стиле гражданского романтизма к стихотворению относятся слова Плеханова:

«…так называемый утилитарный взгляд на искусство, то есть склонность придавать его произведениям значение приговора о явлениях жизни и всегда его сопровождающая готовность участвовать в общественных битвах, возникает и укрепляется там, где есть взаимное сочувствие между значительной частью общества и людьми, более или менее деятельно интересующимися художественным творчеством» (Плеханов. Литература и эстетика. Т. I, М., 1958. С. 144).

Соответствен и стиль: «Купи на Кузнецком / Уральскую карту», «Возьми прогляди / Оренбургскую ветку. / Ты видишь, к востоку / Написано:"Еткуль".»

А поэтизмов мало и не впечатляют: «разноцветные / Миллиметры», «И вьюга махнула мне / Белым платочком».

Художественной ценности лишённое подсознательного идеала не имеет, только эстетическую.

А к первой части, будь она без продолжения, относится другая цитата из Плеханова же:

«Склонность к искусству для искусства возникает там, где существует разлад между художниками и окружающей их общественной средою» (Там же. С. 139 ).

Соответственно тут есть строки, заставляющие замереть:

И где похоронен он -

Неизвестно

Это скопление «н» и «о»… И эта пауза… – Жуть. – Для индивидуалиста. Он же пожил и ничего от него не останется после смерти. Не то, что коллективист – дело его коллектива останется.

В предисловии в книге 1982 года, когда до краха СССР оставалось только 9 лет, в предисловии ограничились цитированием только первой половины стихотворения. И – причитания, причитания…

Он бы не одобрил.

2 августа 2021 г.