Аппарат SeaDrone-MG работает на бензине и может летать четыре часа без дозаправки. Герметичный дрон умеет садиться на воду — так он превращается в небольшое судно для спасения утопающих. Проект участвует в программе Leader-ID «Расскажите о своем проекте»: мы говорим о крутых социальных историях и новых технологических разработках. Вячеслав Барбасов, генеральный директор компании-разработчика «Съемка с воздуха», рассказал, как устроен и у кого будет востребован SeaDrone-MG.
Почему обычные дроны не нравятся морякам
Сейчас моряки чаще всего покупают дроны компании DJI, и заказчик готов к тому, что часть дорогостоящих аппаратов утонет. Их разрабатывали не для морских условий эксплуатации и точно не для Арктики. Обычные БПЛА работают всего 20 минут. За это время дрон успевает подняться в воздух и два-три раза облететь корабль.
С таким запасом хода задачи моряков решить невозможно. Взять спасательную операцию: беспилотник должен взлететь и осмотреть огромную территорию, иногда удалиться на 20–30 километров.
Бывают ситуации, когда утопающий совсем рядом со спасательным судном, но человека не видно за волнами или из-за тумана. Задача дрона — зависнуть над утопающим и передавать видео и координаты спасателям. Такая операция не может длиться 20 минут.
Мы установили рекорд по времени полета дронов на МАКСе в 2019 году, провисев на месте более 3,5 часов. Сейчас можем больше.
Еще иностранные дроны не стыкуются с программой импортозамещения. Министерствам и военным сейчас запретили покупать беспилотники зарубежного производства. Во многом потому, что у военных моряков были опасения насчет конфиденциальности передачи данных: импортные дроны транслируют по неконтролируемым каналам связи много информации, включая видео.
Что особенного в морском дроне
Мы разработали дрон, который работает на буферных аккумуляторах и бензиновом двигателе. Он защищен по стандарту IP67, а значит, полностью герметичен. Летает на 30 километров.
Пришлось решить очень много морских проблем: обледенение, соляной туман, резко наступающий туман, шторм. В какой-то момент я просто взял в штат моряков, чтобы они всегда были рядом и консультировали разработчиков. Моряки увидели фишки, о которых мы даже не думали. Например, SeaDrone-MG умеет садиться на воду. Ну садится, и что? Оказалось, что это крайне важно в условиях моря: БПЛА превращается в мобильный спасательный круг, который может прилететь за 30 километров.
Технические характеристики SeaDrone-MG
- Диапазон скоростей использования, км/ч: 0–60
- Время полета, ч: 2,5–4 на АИ-95
- Радиус полета, км: 50
- Взлетная масса максимальная, кг: 28
- Масса полезной нагрузки, кг: до 5
- Размер борта (м): 1,72 × 1,72 × 0,43
- Температурные режимы: от −25 до +40 °C
- Плавучесть: положительная, плавающий
- Герметичность: IP67
Как инженеры решали морские проблемы
Очень долго бились над защитой винтомоторной группы от соляного тумана. Соль попадала в двигатель и убивала силовую установку. Сначала предложили морякам менять двигатели по мере выхода из строя. Нам казалось, что в этом нет ничего сложного, да и экономически это было в целом оправданно. На кораблях есть мастерские, там можно проводить такие работы.
Но нам сказали: «Мы не можем остановить поисковую операцию на целый день, потому что надо поменять двигатель у этой штуки». Поэтому мы разработали систему сальников и пыльников, бесконечно окунали дрон в разные растворы и добились герметичности. Заменить сальники недолго — моряков устроила эта процедура.
Дрон использует стандартные решения для радиосвязи, но здесь было очень много, так скажем, работы с кораблем. Морские суда, особенно военные, — это радары, от стальных корпусов идут огромные наводки, из-за этого прыгают частоты. Многие дроны просто «сходят с ума» и падают — без всякого тумана и ветра.
Когда мы попросили военных выключить один из радаров «всего на пять минут», они рассмеялись и сказали, что понятия не имеют, как это делается.
Мы придумывали разные решения. Например, подъем и пролет около 200 метров в полной «слепоте», чтобы наши системы связи и навигации включались позже, когда корабль уже далеко.
Такие фишки мы накапливаем, они добавляют ценность нашему продукту. Мы не просто сделали герметичную железку, а продумали всю инфраструктуру: как дрон привезти на судно, в каком контейнере его будут хранить, как обучить операторов.
Как шла разработка
Когда начали работать с моряками, они написали нам техническое задание, и мы по нему собрали аппарат. ТЗ потом пришлось выкинуть, а сам подход к работе — переосмыслить.
Заказчики хотели самолет, который будет далеко летать и смотреть на всех свысока. Они увидели, что у американских военных есть такой аппарат. Его нужно бросать с руки и улавливать сеткой на борту или за бортом. Мы и делали самолет, как у американцев. Самолет на скорости 80 километров в час летит на судно — и что будет, если оператор посадит его не в сеть, а в рубку? Этот вопрос пришел в голову морякам, когда мы уже собрали опытный образец. Они посмотрели и сказали: «Нет, давайте что-нибудь нормальное».
Мы отложили их ТЗ, хотя уже потратили очень много времени и денег. Организовали интервью с целевой группой, составили понимание задачи и написали новое ТЗ — сами для себя. Оказалось, нужно спрашивать не что надо разработать, а какие задачи нужно решить и как заказчик делал это раньше. Мы собирали реальный опыт, спрашивали их: сколько вы вот за это платили, как вот эта работа происходила, какие были ограничения.
После этого случая мы перестали спрашивать ТЗ у заказчиков и полностью перешли на интервьюирование. Как говорил Стив Джобс, «вы не можете просто спросить клиентов о том, что им нужно, ведь к тому моменту, как вы это сделаете, они будут хотеть что-то новое».
Еще оказалось, что морякам нужно больше автоматизации. Мы рассмотрели такой сценарий: человек падает за борт — дрон автоматически взлетает с палубы и зависает над утопающим, даже если ЧП за 10–20 километров от места базирования БПЛА.
У экипажей судов сейчас бывают персональные датчики, которые автоматически сработают, если человек окажется в воде. То же самое может происходить, если какое-то судно подает сигнал бедствия: со спасательного корабля сам взлетает дрон.
Куда будут поставлять морские дроны
Наша стратегия продаж нацелена на экспорт, хотя наш продукт интересен и в России. Мы удачно прошли испытания в Арктике с «Газпромом», после этого пошли клиенты, мы начали заявляться на торги.
Мы участвуем в рынках НТИ AeroNet и MariNet, у нас хорошее общее видение с их участниками. AeroNet — наш профильный рынок, а в MariNet все наши заказчики.
Стоимость дрона я пока называть не буду, потому что у нас штучный товар и это скорее переговорная позиция. Но в целом его цена на уровне стандартного промышленного БПЛА отечественного производства.
Запрос действительно большой. Мы сделали интересный конкурентоспособный продукт, и это окно возможностей, я думаю, на ближайшие два года. В каждой отдельной стране мира заказчиков таких аппаратов не так много. Например, контакты всех, кто может заказать SeaDrone-MG в России, есть у меня в телефоне. Но когда умножаешь все это на целый мир — получается перспективный рынок.