Найти тему

Пять дней в Каире. Каир мусульманский и христианский.

Привет, дорогие читатели. Конечно же вы знаете, что в настоящее время основной религией в Арабской Республике Египет является ислам. Но следует помнить, что христианство не просто присутствует в этой стране, но и имеет глубокие корни (вспомните библию). Мне очень приятно отметить, что общаясь с египтянами, имея многих друзей и знакомых в этой стране, я увидела замечательное сосуществование этих двух религий, толерантное отношение людей друг к другу.

Каир мусульманский

-2

Цитадель. Это — одна из основных достопримечательностей Каира, заложенная в конце XII в. в отрогах горы Мукаттам при Саладине, она выполняла ту же функцию, что и Московский Кремль. Согласно первоначальному замыслу, от крепости к Нилу, с двух сторон обхватывая Каир, должны были спускаться мощные стены. Замысел этот, правда, так и не был осуществлен, но вот сама Цитадель получилась внушительной. Следуя контурам возвышенности, неправильный многоугольник стен охватил территорию в 18 га. Внутри него построили дворцы, казармы, склады и конечно мечети.

-3

На самом высоком месте в Цитадели стоит мечеть Мухаммеда Али. Она была построена в 1830–1848 гг. по проекту турецкого архитектора и в значительной мере копирует знаменитую мечеть Ахмедие в Стамбуле. Два высоких тонких минарета мечети в ясную погоду видны из любой точки в Каире.

-4

Мечеть Мухаммеда Али — грандиозное сооружение, чем-то напоминающее Исаакиевский собор в Петербурге. Молитвенный зал мечети представляет собой квадрат со стороной более 40 м, а высота купола достигает 52 м. Сквозь цветные витражи окон льется неяркий свет. Масштабы подавляют. Человек, пришедший туда, кажется себе ничтожно малым — каким он, впрочем, и является перед лицом вечности.

-5

Вход в эту мечеть дозволен как мужчинам, так и женщинам. У входа снимаем кроссовки, и, как и остальные туристы, держа их в руках, входим под каменные своды.

-6

Мечеть богато декорирована. Ее внутреннее помещение примерно до половины покрыто алебастровыми плитами, за что она получила название Алебастровой. В углу просторного помещения находится гробница Мухаммеда Али. Великий реформатор был похоронен с почестями, соответствовавшими его месту в истории страны.

-7

Очень красивы подвешенные в несколько ярусов светильники – они образуют уходящие вверх большие круги, подчеркивая высоту и изящество грандиозного богато декорированного купола. Мы просим сделать традиционное фото, усевшись по-турецки в самом центре мечети под куполом на роскошном красном ковре. Вокруг нас группками сидят люди – усердно молящихся не видно – по всей вероятности, здесь в основном туристы.

-8

Выходим в просторный внутренний двор, пол которого облицован мрамором, в центре сделан фонтан для омовения. На противоположной зданию стене есть украшенная узорами металлическая башня с часами. Их подарил в 1845 г. Мухаммеду Али французский король Луи Филипп.

-9
-10
-11

В Цитадели много интересного. Кроме мечетей, там находятся еще несколько музеев — военный, полиции, царских карет. Последнее по времени дополнение — Музей вещественных доказательств - это собрание древностей, конфискованных полицией у контрабандистов и фигурировавших в качестве вещественных доказательств во время судебных процессов.

-12

С Цитадели открывается замечательный вид на Каир.

-13

Внизу, рядом со стенами Цитадели стоят две внушительных размеров мечети. Мечеть султана Хасана, построена в 1356–1363 гг. Это целый религиозный комплекс. Кроме собственно мечети, там была школа-медресе, больница, а для султана был построен мавзолей. Каменные стены мечети тянутся на 150 м, их высота — 40 м. Общая же высота здания составляет 69 м. По замыслу архитектора мечеть должна была иметь четыре минарета. Однако в 1360 г. рухнул один из трех уже построенных минаретов, похоронив под обломками 300 детей, занимавшихся в соседней школе. Султан расценил происшедшее как дурной знак. Он запретил восстанавливать третий минарет и строить четвертый. Через месяц после трагедии султан Хасан был убит, причем тело его осталось в руках убийц. Так что он не был похоронен в мавзолее, который строил для себя. Там покоятся два его брата. Мечеть имеет в плане крестообразную форму. Она хорошо видна, когда находишься во внутреннем дворе. В четырех айванах — сводчатых лоджиях — занимались дети, изучавшие четыре направления суннитской ветви ислама.

Мечеть султана Хасана, построена в 1356–1363 гг.
Мечеть султана Хасана, построена в 1356–1363 гг.

Стоящая рядом с мечетью султана Хасана мечеть Рифаи на пятьсот лет моложе. Строительство ее началось в 1869 г. Архитектор стремился создать ансамбль из двух мечетей и избрал стиль XIV в. Когда смотришь сейчас с Цитадели на эти мечети, и в голову не приходит, что между ними такая разница в возрасте. Лишь приглядевшись внимательно, можно заметить, что мечеть Рифаи симметрична, а мечеть султана Хасана — нет. По своей внутренней отделке мечеть Рифаи — одна из самых богатых в Каире. Она является усыпальницей королевской династии Египта. Там же похоронен и последний шах Ирана Мухаммед Реза Пехлеви, скончавшийся в изгнании в Каире.

мечеть Рифаи
мечеть Рифаи

Конечно же, мне хотелось бы увидеть воочию, как в одном городе присутствуют и сосуществуют обе религии - важные, сакральные места, здания, памятники, культовые сооружения и даже просто бытовые мелочи. Поэтому, побывав в одном из важных для мусульман месте Каира - в цитадели, мы направились в район Мар Гиргис или, как его еще называют Old Kairo - старый город, где находятся основные христианские святыни Каира.

Каир христианский. Старый город (Old Cairo)

Каир основан в 969 г., но люди селились на его нынешней территории задолго до этого. Один из наиболее интересных районов города — христианский Старый Каир (по-арабски — Миср аль-атика). Он известен также как Вавилон Египетский. После того как в 312 г. император Константин официально признал христианство, Вавилон Египетский стал его важным центром. Там началось строительство церквей.

Это здание сейчас служит резиденцией епископа Вавилона.

-16

Крепость Траяна окружает Старый город

-17
-18

Христианство в Египте представлено ортодоксальной коптской церковью. У входа в Старый город расположен женский коптский монастырь Св. Георгия. Он существует с Х в.

-19
-20

В Старом Каире культ св. Георгия очень силен. Как уже отмечалось, его имя носят, кроме греческого монастыря, также коптская церковь и женский коптский монастырь. Даже улица, ведущая к Коптскому музею, и станция метро называются Мар Гиргис — Св. Георгий.

-21

Святой Георгий родился в 280 г. в Палестине и был офицером римской армии. Он прославился своим героизмом во время войны с персами. Легенда гласит, что в Бейруте Георгий силой своей веры победил непобедимого доселе дракона (или змия) и спас от неминуемой гибели прекрасную принцессу. Эта легенда — одна из излюбленных тем иконописцев всех времен и народов.

-22

Георгий принял христианство, бывшее тогда запрещенной религией. Это вызвало гнев императора Диоклетиана. Несмотря на страшные пытки, Георгий от веры не отказался и был в 303 г. обезглавлен. За это он и был причислен впоследствии к лику святых, став символом защитника бедных и угнетенных.

-23

Церковь Св. Георгия была основана в 681 г., но в середине XIX в. пожар почти полностью уничтожил старинное здание. Новое здание было построено в традициях коптской архитектуры. Декорирована церковь очень скромно.

-25
Здесь из жестяных кружечек, которые прикованы к кранам, можно попить святой воды
Здесь из жестяных кружечек, которые прикованы к кранам, можно попить святой воды

Это своего рода музей св. Георгия. Там есть железный ошейник на цепи, на котором его держали перед казнью. Считается, что человек, примеривший ошейник, не только приобщается к подвигу святого, но и излечивается от недугов. Рядом — столб, к которому был прикован св. Георгий, страшные орудия, которыми его пытали. Здесь также хранятся фрагменты его мощей.

Внутри церкви, слева от входа, стоит павильон, а в нем — икона св. Георгия в серебряном окладе со стеклянной крышкой. Греческий епископ утверждает, что иконе этой столько лет, сколько самой церкви. Икона считается чудотворной. Верующие кладут к ней записки и мелкие монетки.
Внутри церкви, слева от входа, стоит павильон, а в нем — икона св. Георгия в серебряном окладе со стеклянной крышкой. Греческий епископ утверждает, что иконе этой столько лет, сколько самой церкви. Икона считается чудотворной. Верующие кладут к ней записки и мелкие монетки.

В Старом Каире шесть коптских церквей, мало изменившихся с момента постройки много веков назад. Самая интересная и известная из них — Аль-Муалляка («Подвешенная»). Чтобы попасть в эту церковь, надо преодолеть десятка три крутых ступеней. Построена она на одном из бастионов римского форта — отсюда и название. По-видимому, церковь была возведена в середине VII в., после арабского завоевания. Вход в Аль-Муалляку расположен с внешней стороны форта.

-28

Бесспорно, что во время строительства церкви использовались архитектурные элементы более ранних построек. Об этом ясно говорят ее колонны — различного размера, с капителями разной формы.

-29

В церкви великолепный старинный иконостас. Но, в отличие от русских церквей, только в самом его верху расположены иконы. Большая часть иконостаса представляет собой резную деревянную панель, инкрустированную костью.

-30

Вместо привычных фресок стены Аль-Муалляки украшают иконы. Их там больше ста. Сюжеты обычно те же, что и у русских икон, а вот манера письма совершенно другая. Стиль коптских икон можно было бы назвать примитивизмом. Изображения плоские, пропорции не соблюдены, детали не прорисованы. Такое впечатление, что все они написаны детьми. И все же коптские иконы производят сильное эмоциональное воздействие.

-31

Русский художник Иван Яковлевич Билибин (1876–1942), проживший в Египте с 1920 по 1925 г., очень любил коптское искусство. «Это — предок (и прямой, а не боковой) и нашего русского искусства», — утверждал он в письме другу в 1924 г. Коптское искусство сохранило раннехристианские традиции, которые впоследствии через Византию пришли и в Россию.

В Аль-Муалляке хранятся мощи нескольких почитаемых коптами святых. Они помещены в обернутые коврами деревянные пеналы, сложенные в стеклянных витринах. Внутреннее пространство между стеклом и мощами усыпано клочками бумаги. Это верующие обращаются к святым со своими мольбами о помощи.

-32

Остальные пять коптских церквей Старого Каира находятся внутри крепости Траяна. Чтобы попасть в них, надо спуститься с улицы на двадцать ступеней вниз. Столь большая разница в уровнях образовалась из-за того, что вне стен форта веками накапливался культурный слой.

-33
-34
-35

Наиболее известная из пяти церквей носит имя Св. Сергия и Бахуса, но египтяне зовут ее просто Абу Серга. Убранство этой церкви чрезвычайно скромное. В алтарной части виднеется белый купол. Это часовня, построенная над гротом, где, по преданию, останавливались Дева Мария с младенцем Иисусом. Вход в грот расположен в часовне с левой стороны алтарной части. В него ведут каменные ступени. К 2000-летию рождения Христа грот был отреставрирован, однако спускаться в него могут только священники. Это место поклонения многочисленных христианских паломников со всего света.

Неподалеку от церкви Абу Серга расположена церковь Св. Варвары. Она была основана в 684 г. и по архитектуре очень похожа на Абу Сергу. В церкви хранятся мощи св. Варвары, жившей в III в.

-36
-37

Однако время было уже позднее, стало совсем темно, а наш терпеливый Рэй, уже с напором в голосе начал говорить, что пора бы и покушать. Впрочем, мы тоже уже проголодались и не возражали.

Ужин с кошари

Поскольку предыдущие два дня мы заканчивали поздними обедами/ужинами в довольно-таки респектабельных ресторанах, в которых, несмотря на традиционные блюда (голуби, морепродукты), вряд ли питаются рядовые египтяне, потому что это дорого – было решено попробовать все-таки поесть в более традиционном для рядовых жителей Каира месте. У нас еще до отъезда, благодаря советам форумчан, на слуху было слово «кошари» и мы попросили Рэя отвезти нас в такое заведение местного общепита, где Этим кормят.

-38

Заведение, в которое нас привез Рэй, отличалось лаконичной простотой в оформлении – два довольно-таки просторных зала даже с зеркалами на стенах, с рядами небольших столов на 4-х человек, поставленных в три ряда. Почти все столы заняты – заведение явно пользуется популярностью у местных жителей.

-39

Все это хотелось назвать близким по духу словом столовая. У входа стоят жаровни, на которых что-то шкварчит в масле. На каждом столе обязательный набор: Вода питьевая в оловянном кувшине, в оловянной же посуде страшно острый соус багрового цвета, уксус и растительное масло, оловянные же солонка и перечница внушительных размеров.

Вот она - типичная египетская, очень недорогая еда

-40

Официант через не очень короткое время ожидания (о, неторопливая жизнь!) приносит нам по большущей оловянной миске с кошари – смесь вермишели, чечевицы, риса и еще каких то бобовых, причем часть ингредиентов явно предварительно обжарена, а уж потом это все доведено до общей готовности – по виду напоминает пестренький такой плов без мяса. Подражая другим посетителям, осторожно поливаем это все соусом и маслом – вкусно! Съев меньше половины – понимаем – аут! Места больше нет – объелись так, что трудно дышать. Из вежливости не спеша съедаем еще пару ложек – запиваем водой (уже практически привыкли обедать без этих западных глупостей к обеду, то есть без вина, соков и пива.

А вот тут вы можете найти рецепт кошари.

Насытившись, решаем ехать погулять в парк Аль Азхар. Но об этом - в следующей публикации. Не прощаюсь надолго, дорогие читатели.