В школьном курсе русского языка традиционно дети заучивают, как пишутся слова, которые нельзя проверить. Списки этих слов, как правило, разные в разных учебниках. Проблема в том, что слов приходится запоминать довольно много и не у всех детей это получается.
Есть много способов и приёмов запоминания словарных слов.
Можно разбивать их на тематические группы по 4 - 5 слов и рисовать иллюстрации к каждой тематической группе. Например, записываем и запоминаем названия птиц: вОрОбей, сОлОвей, сИница, дятЕл. Если запоминать и диктовать слова тематическими группами, можно затем составить и записать одно предложение, в котором нужно употребить все эти слова. Это очень полезное упражнение: оно не только орфографическое, но и речевое.
Хорошо, если ребёнок сам придумывает, как лучше запомнить слово: как его написать, что выделить, что нарисовать, какие ассоциации использовать. Например, можно слова «корова» и «молоко» написать так, как слова пишут в кроссвордах, и выделить общую букву О в первом слоге. Или вот так, и будет запоминание ассоциативное: КОрОва даёт мОлОкО, кОтОрОе Очень пОлезнО. Если ребёнок сам изобретёт для себя мнемонический приём, он лучше запомнит, как пишется слово. Можно вести словарики, где ребёнок не просто записывает слова с непроверяемыми написаниями, но именно с помощью своих мнемонических приёмов, так, как ему удобно.
Писать словарные диктанты можно буквально на каждом уроке русского языка или на занятии. Они должны быть короткими - из 5 слов, всё время разных, чтобы их постоянно повторять, причём диктовать словарные слова могут дети по очереди.
Очень полезно диктовать и писать не только само словарное слово, но и однокоренные к нему. Например: человек, человечество, человеческий, по-человечески, человечки. Записали, а потом составили устно предложение с каждым словом или маленький текст.
Е.В.Бунеева, кандидат педагогических наук, автор учебников и учебных пособий.