Найти тему
Записки с тёмной стороны

Мамам со сложными детьми посвящается

Все дети разные. Действительно, существуют дети, с которыми легче, и те, с которыми очень тяжело. Случай играет роль.

Есть дети, у которых выше потребности. Есть дети, темперамент которых не совпадает с темпераментом родителей. Есть дети, которые абсолютно здоровы, но имеют поведенческие особенности, с которыми сложно вписаться в социум. Есть дети с негативным аффектом, которые регулярно вызывают у родителей целую гамму не самых приятных чувств, включая злость. Есть дети, которые ни минуты не сидят на месте и бодрствуют при этом в режиме радио. Есть дети, которым нужен постоянный контакт с взрослым, сначала это ношение на руках под прибаутки, после непременный контакт глаза в глаза, нахождение рядом в одной комнате, включение взрослого во все игровые и прочие процессы.

Это всё нормальные и здоровые дети. Они обычно вырастают в среднестатистических беспроблемных взрослых. Но это потом. Пока они совсем маленькие, с ними тяжело. С ними тяжело родителям. С ними тяжело воспитателям, учителям, гражданам, сидящим рядом в автобусе или стоящим рядом в очереди на кассу супермаркета, иногда другим детям и их родителям. Но тяжелее всего мамам.

Когда ребёнок болен, когда его особые потребности и нюансы поведения обусловлены и объяснимы диагнозом, маме тяжело. Но есть причина. Есть, на что злиться. Есть, что обвинять. Болезнь. При этом окружающие, конечно, не всегда дружелюбны и готовы сочувствовать, но ближнее окружение чаще более-менее снисходительно.

Когда ребёнок здоров, но с ним тяжело, злиться либо на ребёнка, либо на себя. Злость на ребёнка вызывает приступы вины и стыда. Злость на себя тоже разрушает изнутри. И окружение добавляет. Стыдят, обвиняют, взывают к ответственности, называют плохой матерью, требуют повлиять, лучше воспитывать. Очевидно же, что если ребёнок здоров, но неудобен в обществе, это вина матери. Это мать плохо выполняет свои родительские обязанности. Плохая. Плохая мать.

В итоге кроме нагрузки, обусловленной индивидуальными особенностями ребёнка, на мать ложится груз вины и стыда. Кроме того, что женщина сталкивается с большими сложностями в процессе воспитания и ухода за ребёнком, ей ещё и от общественного мнения приходится обороняться. Был бы болен, ещё бы можно было оправдать и простить, а так нельзя.

Мать сложного ребёнка меньше спит, хуже питается, больше энергии тратит. Её вложения в ребёнка значительно выше, чем у той, кому достался ребёнок, более удобный. И при этом она ощущает себя куда более плохой в сравнении с другими матерями, которые делают гораздо меньше.

В современном обществе принято ценить только результаты, оставляя усилия и весь процесс за кадром. Это приводит к обесцениванию любых вложений, за которыми не следует грандиозный результат.

Так мать, которая ежедневно проделывает колоссальную работу, оказывается плохой в то время, как те, кто не прикладывают и десятой части таких усилий, хорошие мамы.

Но на самом деле усилия важны. Они имеют значение. И неидеальность ребёнка не делает плохой матерью. Наоборот.

Мне бы, конечно, хотелось, чтобы мамы сложных детей, прочитав этот текст, хоть немного смогли ослабить тиски самобичевания, чтобы ощутили ценность своих трудов, увидели в них настоящие подвиги. Но я прекрасно понимаю, что роль общественного мнения велика. Она весомее каких-то редких публикаций, признающих труд таких женщин. Тем не менее, общественное мнение — это мы. Это каждый прочитавший данную публикацию в том числе. И если, хотя бы, каждый десятый даст понять, что видит и признаёт усилия мам, которым трудно, это уже что-то. Мы видим себя, опираясь на других. Если другие видят и признают что-то в нас, нам самим легче это присвоить.

Мамы сложных детей часто делают в разы больше других, но не получают отдачи. Их ресурс будто съедается. Очень важно их вклад признавать. Не стыдить, не обвинять. Поддерживать м признавать.