Найти тему
хрум-хрумыч

"Шах и мат" подкрался незаметно. Что означает появление нового российского истребителя Су-75?

Известный политический аналитик Яков Кедми дал свои комментарии относительно появления у России Су-75 "Шах и мат", пусть ещё и не готового самолёта, и даже не опытного образца, а только лишь макета и проекта однодвигательного лёгкого тактического истребителя пятого поколения.

В первую очередь, сделанная в хода авиасалона МАКС-2021, презентация нового боевого самолёта, говорит о том, что, казалось бы, напрочь уничтоженная авиационная промышленность России возродилась. И не только возродилась, но и развивается, позволяя России производить всю необходимую линейку авиатехники как гражданского назначения, так и военного. Данный проект нового истребителя - яркий тому пример.

-2

Уникальность конструкции самолётов Су-75 и Су-57 заключается не в том, насколько он заметен на экранах радаров противника (от этого зависит то, насколько раньше или позже самолёт будет обнаружен и идентифицирован), а в большей степени, в том, что данные машины являются звеньями сетецентрической системы ведения боя. Американский F-35 подпадает под это же определение. То есть, в будущей войне, воевать будут не отдельные самолёты, воевать будут группы летательных аппаратов, управляемых с наземных командных пунктов. В то же время, сами эти самолёты могут являться летающими командными пунктами, управляющими беспилотниками, осуществляющими непосредственный контакт с противником. Таким образом, воздушный бой, каким мы представляем его, ориентируясь на кадры военной кинохроники середины ХХ века, изжил себя. Теперь бороться в воздухе будут две или более, противостоящие друг другу боевые системы, включающие в себя и техническую составляющую (непосредственно самолёты) и аналитическую (вычислительные системы, алгоритмы действий, разведданные). В такой борьбе не имеет большой роли, какой самолёт чуть быстрее, какой чуть медленнее летает. Имеет роль - чья система работает быстрее и точнее.

-3

Первый американский самолёт пятого поколения F-22 строился не как "сетевой" самолёт, а как самолёт для воздушного боя, в его классическом понимании. И это был хороший двухдвигательный самолёт для завоевания превосходства в воздухе. Но беда его в том, что он оказался слишком дорогим - 1 млрд. долларов за 1 штуку. Их давно прекратили выпускать и осталось их в частях всего около 70 штук. На замену ему сделали однодвигательный самолёт - F35, который также имеет как достоинства, так и недостатки. Российские конструкторы спроектировали свой первый Су-57, как ответ на американский F-22, но сделали его уже "сетевым" игроком. Новый Су-75 - это тоже "сетевик", но гораздо более дешёвый, нежели F-35. К тому же, у нового русского "Шахмата" двигатель с изменяемым вектором тяги, чего у F-35 нет. Станет ли это преимуществом Су-75 в реальном "сетевом" бою - покажет только практика, но само по себе - это хорошо. Как говорится, лучше иметь, чем не иметь.

-4

Ещё одним немаловажным преимуществом Су-75 является его относительная дешевизна. Его будут предлагать к продаже на рынки стран, которые хотят получить "пятое поколение", но не могут заплатить американцам более 100 млн, за их F-35. Тем более, что американцы взяли за правило, обуславливать продажи своей техники требованиями политической и экономической лояльности себе, что также не устраивает многие страны... Россия не станет требовать от покупателей своей техники каких-либо уверений в дружбе или доказательств лояльности. Только деловые отношения. Just a business. В данном контексте, перспективными рынками для "Шахмата" могут стать Турция, Индия, Пакистан, Китай, Иран, Ближневосточные монархии и т.п. Аналогичная ситуация, кстати, происходит и с С-400, которую продали стране НАТО - Турции.

Сравнение габаритов Су-57 и Су-75.
Сравнение габаритов Су-57 и Су-75.

Не меньшей новостью во всей истории с СУ-75 явилось то, что КБ Сухого спроектировало этот самолёт без предварительного заказа от Минобороны России. Это инициативная разработка. Теперь, от того, какие модификации данного самолёта КБ Сухого сможет предложить Министерству обороны, будет зависеть форма и объём заказов на него. Ну а иностранные заказчики могут самостоятельно формировать конфигурацию заказов на данную машину, руководствуясь своими потребностями и возможностями. Подобная вольница развязывает руки российским разработчикам, способствует выходу их продукции на зарубежные рынки, а их новые самолёты (как военные, так и гражданские!) теперь будут завоёвывать не только небеса в разных концах Земли, но и непосредственно землю - под обслуживание этой техники надо будет строить технические базы, а это, соответственно, будет привязывать покупателя к основному разработчику в России на долгие-долгие годы.

Презентация прототипа южнокорейского KF-x, состоявшаяся  в 2021 году.
Презентация прототипа южнокорейского KF-x, состоявшаяся в 2021 году.

Перспективы развития по всему миру линейки подобных самолётов весьма широки. Китай, например, собирается проектировать подобный самолёт совместно с Пакистаном. В пику им, Индия не преминет воспользоваться возможностью сотрудничать в совместной разработке или производстве с Россией. Южно-корейский двухдвигательный самолёт поколения 4++ - KF-X, разрабатываемый совместно с Индонезией аж с 2010 года, только-только, в 2021 году предстал в единственном экземпляре для выкатки. Шведский "Гриппен" (4++) не может конкурировать ни с российской техникой, ни с американской.

Всё это иллюстрирует, насколько сложен и длителен процесс проектирования нового самолёта. И то, что российским конструкторам удалось в столь сжатые сроки создать образец перспективного самолёта пятого поколения, говорит о том, что российская авиационная промышленность полностью восстановила свои возможности и готова двигаться вперед, способствуя движению вперед экономики России в целом.

(авторское изложение) Подписка на канал.

Другие авторские материалы на актуальные темы: