Родители организовали свое дело. Торговля. Мать продает, отец закупает и привозит.
Торговля начинается рано – часов в восемь. А пятилетний сын живет у бабушки и у дедушки. Потому что его некому в садик отвести. И забрать некому. После торгового дня родителям приходится много еще чем заниматься. Например, бухгалтерскими делами. Да и кроме финансов - всего хватает.
Родителям очень интересно: дело новое. И может стать прибыльным. Надо ребенку будущее обеспечить, чтобы он нужды не испытывал.
Видятся в выходной день. В гости придут – и увидятся. И при этом уверяют, что мальчик уже «большой», и должен понимать: родители «деньги зарабатывают».
Дедушка и бабушка люди очень строгие. Баловство под запретом. Нужно спать вовремя ложиться. Съедать все, что лежит на тарелке. Сидеть за столом прямо и не задавать вопросов. И вообще не болтать. Потому что когда «когда я ем, то глух и нем».
После еды можно посидеть в уголке и поиграть. Для этого на пол ставится большая коробка с игрушками. Дед достает из кладовки.
Мальчику нужно сидеть и молча играть. Если он увлечется и изобразит звук работающей машинки или ракеты, которая взлетает в небо, то бабушка или дедушка скажут: «Замолчи немедленно». И машинка тут же останавливается, а пластмассовая ракета падает, не успев покинуть взлетную площадку.
Разбросанные по полу игрушки – это баловство. И ребенок должен это хорошо понимать. А вдруг наступишь на что-нибудь? Тогда можно упасть и сломать ногу или руку. А еще можно проткнуть чем-нибудь острым ступню.
И если кто-нибудь из стариков заметит лежащую вне угла игрушку, то нотация неизбежна. Повышается голос, слова выговариваются четко и ясно: «Ты хочешь, чтобы кто-нибудь из нас поранил ногу? Ты этого хочешь? Не оправдывайся, потому что тебе сто раз говорили».
Иногда мальчику очень хочется взять самолет и побегать с ним по комнате. Его хорошо поднять над головой и бегать. Причем двигатель на взлете работает в «усиленном режиме». И это надо изобразить голосом. А затем двигатель работает ровно, без усилий. И это тоже надо голосом показать.
Но, к сожалению, ничего не покажешь. Не изобразишь. Бабушка и дедушка сразу же полет прервут.
Идеальный ребенок, в их представлении, должен сидеть на стуле или на диване. Бесконечно листать толстую книжку и рассматривать картинки. И не издавать неприличных звуков.
А еще идеальный ребенок обязан рисовать. Посадишь его за стол, достанешь альбом, а он рисует и рисует бабочек, домики, корабли и машины. Иногда встает, подходит к бабушке и к дедушке и показывает. А они тихим голосом оценивают : здесь так, а здесь не очень.
И ни в коем случае никаких испорченных страничек! Потому что просто так черкаться - это баловство. А оно, как известно, под запретом.
Ребенок должен сидеть тихо. Он обязан тихо сидеть. И это называется «дисциплиной». Ему в жизни пригодится. Если с раннего детства научится сидеть без движения, значит, сможет управлять собой. «Посмотри, как тихо дедушка сидит. Посмотри, как бабушка делом занята. Вот и ты учись»!
Приехала погостить сестра бабушки. Она посмотрела, как они живут. И ей не понравилось. После обеда ребенок сидел в углу. И у него машинки звуков не издавали, а ракеты молча летали.
Сестра бабушки сказала: «Цепь купить надо. Знаете, сейчас на заказ можно купить – фигурную». Бабушка удивилась: «Зачем цепь»?
А сестра ответила, чтобы ребенка приковывать к ножке кровати. Он тогда совсем дисциплинированным будет. А еще сказала, что они душат в ребенке детство.
Бабушка была очень огорчена. И своего огорчения скрыть не могла. И дедушка тоже не мог своего огорчения скрыть.
А сестре трудно было успокоиться. Она сказала: «Вам всего по семьдесят. А ведете себя, будто вам по сто». Заявила, что не может ничего такого видеть. И уехала.
Ребенок посмотрел из окна, как она шла по двору. Вернулся в свой уголок. Взял пластмассовую ракету. И ракета вдруг обрела голос. Она с радостным ревом полетела на Луну.
Странное дело: бабушка и дедушка почему-то промолчали. Ладно, так и быть: пусть ракета на Луну летит. Может, и дальше Луны. Препятствовать не будем. Неужели они свое детство вспомнили?